16-17 марта 2017 года в Москве в Центре «Благосфера» прошел форум «Доступная культурная среда», организованный Центром социокультурной анимации «Одухотворение» на средства субсидии Комитета общественных связей города Москвы.
Цель форума - продемонстрировать лучшие образцы создания доступной среды для людей с инвалидностью в области культуры, организовать площадку межсекторного взаимодействия, стимулировать создание в городе универсального дизайна, развивать социально-культурные технологии и программы обучения специалистов. Форум проводился совместно со Всероссийским обществом инвалидов в рамках подготовки III Международного симпозиума “Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством - к творческому развитию личности”. В форуме приняли участие руководители и сотрудники из государственных учреждений культуры, социальной защиты и дополнительного образования, общественных организаций и коммерческих компаний из 12 регионов России.
Открывая пленарное заседание, директор «Одухотворения» Леонид Тарасов сообщил, что на форум зарегистрировалось 260 человек из 133 организаций. В центр «Благосфера» приехали педагоги, социальные работники, библиотекари и общественные деятели не только из Москвы и Подмосковья, но и из других регионов России.
Л. Тарасов особо подчеркнул, что «спикеры форума представляют организации, которые задают тренды в социально-культурной реабилитации. Они плодотворно работают по 20 и более лет, организуя системную деятельность для людей с инвалидностью в области культуры и искусства».
Первым спикером стал президент благотворительного фонда «Филантроп» Геннадий Аничкин. Он напомнил, что «Филантроп» был создан Всероссийским обществом инвалидов в 1990 году. «Уже тогда мы понимали, что искусство, творчество – это то, что может изменить отношение общества к инвалидам». Вскоре был проведен первый Всероссийский фестиваль творчества инвалидов под девизом «Смотри на меня как на равного». В фестивальном движении по всей России участвовало до 20 тысяч человек, а в финале в Москву съезжались до 400 лучших представителей регионов.
Не меньше заслуг и у «Клуба психиатров», который работает в Москве уже 17 лет. Как подчеркнул его президент Аркадий Шмилович, «мы - организация профессионалов. Основная наша цель – разработка и внедрение передовых реабилитационных технологий, которые позволяют помочь людям с психическими заболеваниями. Общественные проекты позволяют нам преодолевать ведомственные ограничения».
Недавно отметил свое 15-летие и один из организаторов форума, Центр социокультурной анимации «Одухотворение». Его директор Леонид Тарасов рассказал о нескольких проектах Центра. Наиболее известный, и, пожалуй, наиболее успешный из них – это Международный благотворительный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance», который пройдет в этом году уже в пятый раз. По мнению Л. Тарасова, «инклюзивный танец - это совместный танец людей с инвалидностью и без нее. В его основе лежит танцевальная импровизация, танцевально-двигательная терапия. Танцевать может каждый человек, независимо от своих особенностей. Инклюзивный танец – это соединение терапии, искусства и волонтерства». Ежегодно в Москву на заключительный этап фестиваля приезжает около 500 танцоров с инвалидностью, а в его организации участвует более 150 волонтеров. В этом году заключительные мероприятия фестиваля пройдут с 28 по 31 октября в Большом дворце «Царицыно», Московском международном Доме музыки и в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
С 2001 года в рамках ЦСА «Одухотворение» существует литературный портал «Луч Фомальгаута», на котором собираются произведения людей с инвалидностью. До 2012 года одноименный альманах издавался и в бумажной форме. Чтобы сделать литературное творчество инвалидов более доступным для общества, в 2015 году был проведён литературный конкурс «Золотое сердце».
Об относительно новом проекте - Национальный чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» – рассказала проректор Российского государственного социального университета по методической работе и инклюзивному образованию Альбина Бикбулатова. В России он стартовал в декабре 2014 года. На финальный этап в Москву приехало 480 мастеров своего дела, а площадки проведения состязаний посетило более 5 тысяч зрителей и болельщиков. Как с гордостью подчеркнула А. Бикбулатова, «Абилимпикс» вошёл в программу «Доступная среда», его курирует Министерство образования и науки России».
Не все спикеры этого дня возглавляют столь масштабные проекты. Однако каждый из них по-своему важен и, безусловно, необходим обществу. Так, руководитель отдела по развитию лидерских качеств у детей и молодежи с инвалидностью РООИ «Перспектива» Мария Генделева рассказала о проекте «Театральная перспектива» – части лидерского проекта для подростков с инвалидностью. В ходе его реализации ребята с помощью сценаристов пишут небольшие пьесы, которые затем ставят профессиональные режиссеры с участием популярных актеров.
Сотрудница ГМИИ им. Пушкина Мария Дрезнина много лет вводит в мир искусства детей и молодых людей с инвалидностью. «Моя цель - найти простые средства, которые открывают людям мир искусства, – отмечает она. – Работаем с самыми разными детьми, включая ребят с тяжёлыми формами аутизма. Наши занятия бесплатные, проходят циклами 5-6 занятий в сезон в Центре искусств «Музеон», который приспособлен для инвалидов».
Генеральный директор института «Реакомп» Сергей Ваньшин и его заместитель Ольга Кудрявцева рассказали о программе подготовки специалистов по доступной среде и формированию доступности объектов и услуг разных категорий.
В кулуарах форума шел активный обмен информацией между участниками дискуссии, который продолжился на завершившем программу дня круглом столе «Социально-культурная реабилитация инвалидов: инклюзия, творчество, межсекторное взаимодействие».
Второй день форума открыло выступление заместителя директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея Татьяны Кубасовой. Не секрет, что этот музей – один из немногих полностью доступных в столице. Именно поэтому он давно и успешно работает с самыми разными категориями людей с инвалидностью. Здесь существуют специальные экспонаты для тактильного осмотра и рельефно-графические схемы маршрута для незрячих посетителей. Все фильмы, которые показывают в залах, имеют субтитры. Разработаны специальные интерактивные программы для инвалидов. Как рассказала Т. Кубасова, музей ведет большую методическую работу по передаче своего опыта сотрудникам других учреждений культуры. На его базе регулярно проводят семинары, разработаны и периодически переиздаются методические пособия.
Следующие два доклада были посвящены теме инклюзивного театра. Председатель правления Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с особенностями развития и их семей «Круг» Наталья Попова рассказала о фестивальном движении «Протеатр». «Шестой Всероссийский фестиваль особых театров “Протеатр” прошел в конце сентября 2016 года. В нем приняли участие 12 театров из 8 городов России, а на бесплатные обучающие семинары приехали 40 режиссеров особых театров. Мероприятия фестиваля посетили 3000 зрителей, которые могли не только посмотреть спектакль, но и принять участие в его обсуждении. Помимо спектаклей, в рамках фестивалей проходят мастер-классы, семинары и встречи с мастерами сцены. А художественный руководитель Интегрированного театра-студии «Круг II» Андрей Афонин поделился с собравшимися философскими обобщениями своего многолетнего опыта в сфере инклюзивного театра. «Многие годы мы занимаемся созданием среды, в которой человек с особенностями кому-то нужен. А культура – это, прежде всего, возможность для человека жить в социуме, принимая его правила, – подчеркнул он.– Для наших актеров с особенностями психического развития это очень важно».
А. Афонин считает, что необходимо «создание субкультурных сообществ, которые будут поддерживать развитие людей с ментальной инвалидностью. Поэтому около полугода назад мы создали "Круг II. Творческое пространство Равные возможности”, в котором люди учатся делать что-то продуктивное, занимаясь 3-4 раза в неделю». «Наша главная задача,– отметил режиссер, - развить человека для такого уровня, чтобы его игра на сцене стала произведением искусства. Ценность же его работы определяет зритель. Мы выросли из студии до театрального коллектива, который регулярно выступает на профессиональной сцене. Мы видим, как меняется самоощущение наших ребят, как растет их ответственность за результат. Это поддерживает наше стремление двигаться дальше».
В последние годы усилился интерес к работе с инвалидами и в среде государственных учреждений культуры. О том, как такая деятельность осуществляется в Культурном центре «Интеграция», рассказал заместитель директора центра по общим вопросам и методическому обеспечению деятельности Игорь Афонин и незрячий сотрудник центра Анатолий Попко.
«Центр возник в 2009 году как учреждение, доступное для всех категорий инвалидов. Мы создали проект “Люди In”, который учит взаимодействовать с инвалидами. Нашими партнерами стали общественные организации, которые давно и плотно работают в этой теме. Мы стали обучать, в первую очередь, работников учреждений культуры. За 2 года участниками проекта стали 2000 человек». По мнению А. Попко, «доступность заключается в головах, причем не только здоровых людей, но и людей с инвалидностью. Нужно учить людей культуре общения, культуре признания и культуре решения проблем.
Преподаватели Московского государственного института культуры, доктора наук Николай Ярошенко и Ольга Мацукевич рассказали о том, что студенты готовятся к работе с инвалидами еще в вузе. Как подчеркнул Н. Ярошенко, «наши студенты изучают социально-культурную реабилитацию в рамках творческих дисциплин. В том числе - и в ходе организации парковой деятельности, атракционов. Мы задались целью разработать инклюзивное парковое пространство, которое должно быть открыто для людей любых возможностей. Нужны лишь дополнительные услуги для людей с разной формой инвалидности». В качестве примера спикеры показали зарубежные разработки инклюзивных игровых площадок. При этом отметили, что инклюзивные зоны есть и в парках Москвы (Зеленоград, Лианозовский парк и некоторые другие).
Завершая обсуждение, Леонид Тарасов еще раз отметил: «Наш форум создан для того, чтобы мы общались, обменивались контактами, узнавали о проектах друг друга». Эту задачу двухдневный марафон выполнил полностью.
http://www.oduhotvorenie.com/sobytiya/novosti/270-16-17-marta-sostoyalsya-forum-dostupnaya-kulturnaya-sreda
23 марта, 2017