В 2014 году в Татарстане 104 школы должны быть переоборудованы по программе инклюзивного образования. Министр образования Татарстана Энгель Фаттахов заявил о таких цифрах на коллегии в Академии наук РТ, но тут же оговорился, что проект в республике сейчас в находится в "зачаточном состоянии", а фактически - не работает.
По программе "Доступная среда", в рамках которой в образовательных учреждениях, создаются условия для нахождения и передвижения в них людей с ограничениями по здоровью, в 2011-2015 годы по линии министерства образования было предусмотрено финансирование в размере порядка 19 млн рублей. На эти деньги школы и детские сады должны были оборудовать пандусами и другим оборудованием для детей-инвалидов. По данным министерства, в 2013 году в массовых образовательных школах обучение проходили 6483 ребенка с ограничениями по здоровью.
Напомним, по стандартам минобразования России 20% образовательных учреждений субъекта должны быть доступны инвалидам. В республике 1503 школы, 20% от них - около 300 школ. Такие показатели ранее в министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ, курирующем "Доступную среду", назвали практически недостижимыми и предложили пересмотреть федеральные требования.
Деньги с 2011 года из бюджета формально уходят на "переоборудование" школ и обучение педагогов, но на деле программа инклюзивного образования в республике не реализуется, говорят эксперты. Можно говорить о том, что есть отдельные случаи, когда родители добиваются, чтобы их дети-инвалиды учились вместе с обычными детьми в одном классе, но проработанной системы пока нет.
Нужна принципиальная позиция властей, другой подход общества к таким школьникам, которым необходима помощь специализированных педагогов, к чему мы пока не готовы, считает кандидат социологических наук, директор Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ Ирина Кузнецова, исследовавшая проблему адаптации инвалидов в городскую среду.
"У нас в Татарстане эта программа не реализуется. Такие дети, к сожалению, в нашей республике сталкиваются с барьерами при получении образования. Я несколько лет занималась исследованием вопроса инклюзивного образования, объезжала российские города, где власти пытаются что-то делать для детей с особенностями. Есть отдельные примеры того, как родители добились того, чтобы их дети учились вместе с обычными детьми. Но говорить о системе нельзя.
Необходимо, чтобы в школах были люди, которые будут помогать детям интегрироваться в эту среду. Если это ментальные проблемы (у школьника - прим. ред.), то они бы помогали при обучении осваивать материал, если у ребенка инсулинозависимый диабет, ему необходимо сделать укол, нужны и условия, где эту процедуру проводить. В школе необходимы такие специалисты, но это должны быть не учителя, потому что они и так загружены очень сильно. Они (специалисты - ред.) нужны и для обычных школьников, которым родители не помогают делать домашнее задание", - говорит Ирина Кузнецова.
Согласно данным Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ, больше 50% людей с ограничениями по здоровью, участвовавших в опросе, испытывают проблемы уже на стадии транспортировки до места учебы. 12% школьников отмечают неприспособленность учреждений для инвалидов. В вузах об этой проблеме рассказали больше 32% молодых людей.
Еще одним фактором, влияющим на повсеместное обучение в школах детей-инвалидов, чиновники называют неготовность общества. Якобы татарстанцы, а особенно дети, не настолько толеранты к выглядящим по-другому людям, и инвалидов в среде "здоровых" людей ждет только унижение.
Действительно, по указанному выше исследованию, до 50% молодых людей с инвалидностью рассказывают, что одна из основных трудностей, с которыми они сталкиваются при получении образования, - психологические проблемы.
12 февраля, 2014