Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Андрей Спицын: в Астрахани 90% социально-значимых объектов недоступны для инвалидов

Андрей Спицын: в Астрахани 90% социально-значимых объектов недоступны для инвалидов

Большинство объектов социальной инфраструктуры Астрахани недоступны для инвалидов, заявил омбудсмен Астраханской области Андрей Спицын на прошедшем в областном центре круглом столе по вопросам доступности городских учреждений для людей с ограниченными возможностями. Представители законодательной и исполнительной власти региона утверждают, что работа по исправлению ситуации ведется.

Круглый стол «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» 18 октября организовал комитет Думы Астраханской области по здравоохранению и социальной политике. В заседании приняли участие представители общественных организаций инвалидов, правозащитники, сотрудники администрации города и прокуратуры, передает корреспондент "Кавказского узла".

Выступая перед участниками встречи, уполномоченный по правам человека в Астраханской области Андрей Спицын сообщил о результатах самостоятельного выборочного исследования объектов социальной инфраструктуры, которое провели в 2013 году сотрудники его аппарата и студенты Астраханск

«Результаты показали, что практически 90% всех изученных социально-значимых объектов Астрахани полностью недоступны для инвалидов», - заявил Андрей Спицын. По словам омбудсмена, в ходе исследования обнаружилось, что в недавно построенных и строящихся жилых комплексах «далеко не все подъезды» оборудованы пандусами, доступными лифтами, тамбурами, лестничными площадками. И это не смотря на то, что в СниПах они предусмотрены.

«В ходе исследования мы столкнулись также с феноменом «мнимой доступности», то есть, когда формально здание оборудуется вспомогательными устройствами, например, пандусом или кнопкой вызова, но фактически угол наклона пандуса не позволяет им воспользоваться, а кнопка вызова не работает», - сказал Андрей Спицын.

Омбудсмен также напомнил о проблемах, существующих в сферах образования, транспортного обслуживания и трудоустройства инвалидов. По его словам, из 423 инвалидов, состоящих на учете в областной службе занятости в качестве безработных, за 6 месяцев 2013 года было трудоустроено всего 43 человека, хотя в банке вакансий имелось почти 1500 вакансий.

«Во-первых, можно предположить, что имеет место занижение группы инвалидности и, соответственно, повышение степени трудоспособности, что расходится с реальным состоянием здоровья человека. Во-вторых, работодателю проще отделаться относительно небольшим штрафом, чем создавать рабочие места для инвалидов», - заявил уполномоченный по правам человека.

Снижение количества инвалидов  - результат бюрократических хитростей, а не заслуга систем реабилитации

По результатам исследования за последние пять лет в Астраханской области наблюдается резкое снижение количества инвалидов. Так, инвалидов первой группы стало меньше на 33,5%, второй группы – на 19,5%, детей-инвалидов – на 6,6%. Правозащитник связывает это с бюрократическими «хитростями», а не с эффективным лечением и реабилитацией инвалидов.

Права инвалидов, по мнению Андрея Спицына, нарушаются и в обеспечении их техническими средствами реабилитации (ТСР). В качестве примера он привел случаи, когда региональный Фонд соцстраха не достаточно хорошо, по его оценке, производил контроль качества предоставления ТСР. Инвалиды испытывают трудности и при получении компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР. По словам омбудсмена, действующее законодательство ограничивает размер компенсации ценой, сложившейся по итогам последнего госзаказа на аналогичные средства реабилитации.

«Но ведь Фонд соцстараха покупает по оптовым ценам, а человек – по розничным», - отметил Андрей Спицын.

Омбудсмен предложил меры по улучшению ситуации. Так, по мнению Андрея Спицына, необходимо наладить механизм привлечения должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение требований законодательства в части предоставления инвалидам равного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

«Сейчас органы государственной власти субъектов РФ не имеют в этой сфере контрольно-надзорных полномочий и те же подразделения минсоцобеспечения лишены возможности составлять протоколы по статье 9.13 КоАП РФ («Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальных инфраструктур»)», - пояснил Андрей Спицын.

На заседании круглого стола был отмечен положительный момент в связи с работой ГИБДД по защите прав инвалидов. Так, за последние 8 месяцев сотрудники регионального ГИБДД выявили до 700 правонарушений (в 2011 году было 28), предусмотренных частью 2 ст. 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов».

Омбудсмен предложил внести изменения в градостроительное законодательство с тем, чтобы обеспечить привлечение представителей общественных организаций инвалидов к вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

«В настоящее время объекты вводятся в эксплуатацию на основании разрешений, выданных органами местного самоуправления без какой-либо экспертизы на доступность», - сказал Андрей Спицын.

Уполномоченный по правам человека предложил также внести изменения в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности – в частности фармацевтической деятельности и деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. По мнению Андрея Спицына, сейчас порядком лицензирования не предусмотрены требования по соответствию транспортного средства нуждам инвалидов. Тоже относится и к аптекам.

Омбудсмен рекомендовал региональному министерству промышленности и транспорта проработать совместно с муниципальными органами и другими организациями следующие меры: оборудовать в автобусах и троллейбусах «бегущую строку» с объявлением остановок, а в маршрутных такси – сигнальную кнопку. В аэропорту, в железнодорожном и авто- вокзалах и электричках пригородного маршрута также установить табло с «бегущей строкой».

"Проблема доступности должна решаться собственниками"

Людмила Шевченко, первый заместитель министра социального развития и труда Астраханской области, сообщила участникам встречи, что в регионе проживает около 49 тысяч инвалидов (в том числе 4 тысячи детей-инвалидов до 18 лет).

Для защиты их прав в Астраханской области реализуется комплексная долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, в рамках которой в 2013 году будет истрачено около 25 млн. рублей и 42,3 млн. рублей в 2014 году.

Работа в этом направлении началась в 1996 году, когда постановлением главы администрации Астраханской области (от 15.10 1996 №343) была утверждена программа создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на 1997-1999 годы. Она включала в себя в основном вопросы транспортного обслуживания инвалидов и доступности для них массовых мероприятий.

Затем в 2002-2003 годах выходят распоряжение губернатора (№1369-р) «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и еще ряд соответствующих постановлений и распоряжений.

Людмила Шевченко напомнила собравшимся, что согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» (от 24.11. 1995 №181-ФЗ) «все-таки создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры входят в полномочия собственников здания».

«Почему я обращаю внимание на это, потому что многие направляют письма в Министерство социального развития и высказывают им проблему о недоступности объекта. Мы вынуждены разъяснять им законодательство и обращать внимание на то, что собственники здания должны выделять на это средства», - пояснила Людмила Шевченко.

«В средствах мы ограничены. Мы действуем в рамках тех бюджетных ассигнований, которые выделяются, к сожалению, не всегда достаточно. Поэтому считаем главным адресность тех мероприятий, которые мы проводим», - сказал Алексей Хлебцов, заместитель мэра Астрахани, начальник управления по коммунальному хозяйству и благоустройству.

По словам чиновника, мэрия создала совместно с ГИБДД постоянно действующую рабочую группу, «которая в текущем режиме отслеживает необходимые вопросы» по обеспечению транспортной доступности для инвалидов.





http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/231979/

20 октября, 2013