В рамках масштабной реформы образования в общеобразовательных школах будут создаваться условия для обучения детей с ограниченными возможностями.
Средние школы Армении будут оборудованы для обучения детей с ограниченными возможностями, которые сейчас учатся изолированно.
Необходимость реформы обусловлена обязательствами, взятыми Арменией в 2010 году, после того как она ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.
Для осуществления изменений потребуется еще десять лет, поскольку большинство школ в Армении были построены в советскую эпоху и адаптировать их для доступа инвалидов-колясочников и людей со специальными потребностями достаточно трудно.
Руководитель отдела инклюзивного образования в одной из школ Еревана Наира Арутюнян заявила, что их учреждение сейчас принимает учащихся с интеллектуальными нарушениями, но до сих пор не может принимать учеников, пользующихся инвалидными колясками, поскольку у них нет средств для осуществления соответствующих изменений.
«У нас есть проблемы в связи с пандусом», - объясняет она. «Мы провели эксперимент и обнаружили, что при спуске с пандуса инвалидная коляска может опрокинуться, поэтому мы прекратили им пользоваться», - сказала она.
Психолог той же школы Азнив Манукян приветствует реформу и отмечает значительное положительное изменение в состоянии здоровья мальчика больного аутизмом, которого она наблюдала в течение учебного года.
«Инклюзивная система необходима для таких детей как он, поскольку они вынуждены посещать учреждение, которое приносит им пользу», - сказала она. «При индивидуальном обучении вы сможете достичь результата с любым учеником. В классе учитель играет очень важную роль и у нас также есть дополнительные занятия».
В октябре этого года министр образования Армен Ашотян представил на рассмотрение парламента законопроект, в котором были изложены основные принципы инклюзивного обучения. Он заявил, что все 1,347 школ Армении будут открыты для всех учащихся и отметил, что согласно реформе, расходы на обучение детей с ограниченными возможностями в специализированных учреждениях будут сокращены.
Сейчас в Армении 107 интегрированных школ, и за год их число возросло на 15.
Препятствия к осуществлению реформы зачастую связаны с предубеждениями, существующими у родителей.
«Три года назад, когда я начала работать в школе, были родители, которые просили, чтобы их детей не сажали рядом с ‘детьми с проблемами‘; они не хотели, чтобы их дети учились в одном классе с детьми с ограниченными возможностями», - сказала Манукян. «Но я должна сказать, что сейчас все больше родителей учат своих детей тому, что они должны дружить с детьми с ограниченными возможностями».
Арутюнян сказала, что еще одним препятствием для достижения успеха является то, что обучение детей в инклюзивных школах зависит от выбора родителей.
«Я бы призвала правительство пересмотреть постановление, согласно которому родители могут сами решать, в какой школе будет учиться их ребенок»,- сказала она.
В интернатах, в которых до сегодняшнего дня обучались дети-инвалиды, подчеркивают, что необходимость существования этих школ остается неизменной.
«У нас учатся дети с очень тяжелыми заболеваниями», - сказала директор интерната в Ереване Арцвик Аршакян. «Детей с легкими формами нарушений необходимо перевести на систему инклюзивного образования, но наша школа должна оставаться в качестве базовой. Детям с ограниченными возможностями должно быть куда идти, в противном случае они окажутся на улице».
Министр Ашотян подтвердил, что некоторые школы-интернаты продолжат свое существование.
«Мы не можем просто закрыть в Армении эти специализированные школы, также как они не могут быть закрыты в любой другой стране», - заявил он, выступая в парламенте. «Но их число будет сокращено, и дети не должны быть помещены в эти школы без основательной причины».
Основное правило заключалось в том, что в общеобразовательных школах должны учиться все те дети, которые способны это делать по состоянию здоровья.
«Общество должно стать более восприимчивым и толерантным», - сказал он. «Оно должно понимать, что это члены общества, дети этого общества».26 декабря, 2012