Банкоматам слова не давали
Люди с ограниченными возможностями и пенсионеры хотят пользоваться терминалами
Банкоматы для людей с ограниченными возможностями появятся в Сочи к Олимпиаде-2014, обещают власти. В Москве тоже надо ставить такие терминалы, считают во Всероссийском обществе слепых (ВОС), в составе которого более 213 тыс. инвалидов по зрению. От пользования подобными устройствами не откажутся и пожилые люди. Пока же на территории бывшего СССР работает только один подобный банкомат — в Минске.
В апреле 2012 года новостные агентства сообщили, что к сочинской Олимпиаде федеральные власти установят банкоматы для людей с ограниченными возможностями. При этом до сих пор ни в Москве, ни в других крупных российских городах таких банкоматов не устанавливали. Хотя на Западе и за океаном все подобные устройства проектируются с учетом последующей настройки для использования людьми с ограниченными возможностями: регулировка высоты, аудиовход, возможность дополнительного оснащения клавиатурой с азбукой Брайля. В России же инвалиды даже в мегаполисе решают проблему получения денег из банкомата, как и множество других не менее насущных вопросов, самостоятельно.
«Инвалидам по зрению «говорящие» банкоматы позволят самостоятельно получать денежные средства с помощью банковских карт, без проблем осуществлять различные электронные платежи. Это реальный шаг к достижению ими равных возможностей», — сообщил Валерий Матвеев, пресс-секретарь президента ВОС. Такими банкоматами с удовольствием будут пользоваться и просто люди с ослабленным зрением, которых в столице насчитывается несколько миллионов, и они, как и большинство москвичей, получают заработную плату и социальные выплаты на карточку.
«Я бы очень хотела, чтобы банкомат мог говорить, пока же сама им не пользуюсь, вот и прошу внучку помочь снять пенсию с карточки, — делится с «МН» пенсионерка, москвичка Ольга Акимова. — Если этот робот будет подсказывать, какие кнопки нажимать, я справлюсь сама». Акимову в этом поддерживают и другие пожилые банковские клиенты.
Что касается инвалидов по зрению, то им подобные устройства жизненно необходимы. «Слепым или слабовидящим пользоваться платежными терминалами, ориентированными на зрячих пользователей, непросто. Как правильно вставить карту, узнать баланс, успеть забрать и карту, и деньги, и квитанцию? А еще ведь не знаешь, кто стоит рядом и наблюдает за твоими действиями, — сказал Сергей Ваньшин, гендиректор института профреабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов ВОС «Реакомп». По его словам, в «Реакомпе» готовы провести оценку нескольких различных устройств банкоматов для слепых и слабовидящих. Пока же сотрудникам института удалось изучить одно из них.
«Наш банкомат оснащен подобным устройством. Для того чтобы им воспользоваться, надо просто подключить наушники через специальный аудиовход или у клавиатуры, или у монитора с функциональными клавишами», — рассказал Станислав Резцов, менеджер по работе с дистрибьюторами в странах СНГ компании — производителя банкоматов.
Если банк запускает для людей с ограничением по зрению подобные банкоматы, пояснил Резцов, то он располагает аудиовыход в заранее обозначенном месте. У каждого пользователя индивидуальные наушники. Человек подходит к банкомату, находит аудиовход, включает наушники. В этот момент банкомат переходит в специальный режим работы. Человек, если у него слабое зрение, видит информацию в виде контрастного экрана с крупными буквами и цифрами, слышит голосовое сопровождение всех операций. Нажатие клавиш озвучивается одним голосом, а опции меню — другим.
Для того чтобы оснастить банкоматы подобным устройством, говорит Резцов, у банков есть два варианта — закупить новые терминалы с уже существующим аудиовыходом и программным обеспечением или же установить на обычный банкомат панель с аудиовыходом для наушников. Интересно, что стоимость новых банкоматов с устройством и без него одинаковая. А само приспособление обойдется по цене чуть более 1% от стоимости банкомата. В среднем $100, отметил Резцов. Он также сообщил, что на территории бывшего СССР работает только один подобный терминал — в Минске.
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы РФ, заявил «МН», что обязательное обеспечение клиентов банков подобной услугой нужно принять на законодательном уровне. Банкиры же согласны с тем, что старые терминалы требуют апгрейда, но пока не готовы назвать сроки реализации проекта.
В пресс-службе Сбербанка сказали, что «вопрос о внедрении банкоматов для слепых и слабовидящих людей находится в стадии проработки и анализа технических возможностей устройств самообслуживания». Алексей Дегтярев, начальник управления сети самообслуживания ВТБ24, отметил, «необходимость в предоставлении сервиса людям с ограниченными возможностями существует». По его словам, ВТБ24 рассматривает варианты предоставления сервиса самообслуживания людям с ограниченными возможностями, но сроки реализации сервиса здесь пока не называют.
http://mn.ru/business_infrastructure/20120613/319986236.html