Программа, на которую планируется затратить более 70 млн рублей, призвана приспособить городскую среду для инвалидов.
Программа по созданию безбарьерной среды в Самаре, которая должна завершиться до конца 2013 года, выполнена только на 38%, отчитался в четверг на заседании профильного комитета замруководителя профильного департамента Виталий Апанасов.
"На данный момент процент, я считаю, удовлетворительный. С учетом того, что за ноябрь-декабрь департамент подтянет цифры и проценты. Должен выйти по процентам на 97-98", — сказал журналистам председатель комитета Андрей Мастерков.
По словам Апанасова, за оставшееся до конца года время в департаменте надеются формально завершить программу, освоив порядка 6 миллионов рублей. Эти деньги должны пойти на переоборудование квартир инвалидов и в профильные общественные организации.
Целевая программа призвана приспособить городскую среду для инвалидов. Она была запущена в Самаре в 2011 году. Общий объем финансирования должен был составить более 70 миллионов рублей. Эти деньги пошли на реконструкцию квартир, где проживают инвалиды, на субсидии общественным организациям, на организацию отдыха маломобильных граждан.
Помоги себе сам
Председатель самарского общества инвалидов-колясочников "Десница" Евгений Печерских рассказал, что при каждом городском районе собрана специальная комиссия, в которую обязательно входит человек, знакомый с нормами уклона пандуса не понаслышке. Эта комиссия рассматривает всю проектную документацию по реконструкции и строительству городских объектов. Иногда после сдачи объекта его приходится инспектировать вновь.
"Пример – улица Солнечная. В проекте предусмотрено все, как положено, – съезды и прочее. Когда объект сдали, выяснилось, что на деле там ничего нет совершенно. Когда это вскрылось, подрядчика обязали за свои деньги устранить все те недостатки, которые были обнаружены. Сейчас это улица, по которой колясочник может практически свободно пройти", — рассказал председатель.
По словам Апанасова, обеспечить доступ к жилью должны управляющие компании, а решать проблему доступности социально значимых объектов призван муниципалитет. Депутат подтвердил, что для членов спецкомиссии при городских районах действительно запланировано обучение. Когда оно будет начато, Апанасов сказать затруднился.
Недоступный город
Иногда пандус есть, а воспользоваться им сложно, отмечает Печерских. Часто он имеет слишком крутой уклон или оборудован только одним поручнем вместо двух необходимых. Активные участники "Десницы" Ольга и Сергей рассказали, что инициативу нужно брать в свои руки.
"Когда у меня в подъезде делали пандус, я сама выходила и говорила строителям, как лучше сделать. Результат меня устроил. Как справляются остальные – я даже не знаю", — рассказала Ольга.
Сергей и Ольга делятся радостью – на самарской набережной в этом году оборудован спуск к воде. Не по песку, в котором увязают колеса инвалидного кресла, а по специальным щитам. Появился и сход в воду.
"Но сделали его только в ноябре. В прошлом году власти так бодро взялись, что мы думали, накупаемся летом в Волге. Не получилось", — усмехается Сергей.
Ольга перемещается по улицам города на инвалидной коляске с электроприводом. Она в несколько раз тяжелее обычной, но облегчает маневрирования на неидеальных городских тротуарах. Сергей имеет возможность сменить инвалидное кресло на сиденье автомобиля. Поход в обычный супермаркет для обоих превращается в приключение.
Первое препятствие – высокий бордюр, который невозможно преодолеть на инвалидной коляске без посторонней помощи. Пара двигается прямо по проезжей части, постоянно оглядываясь – нет ли машин.
"Мы вынуждены нарушать иногда, если нет возможности попасть на тротуар или к "зебре". А вообще — мы законопослушные граждане", — шутит Сергей.
Следующая задача – попасть в магазин. Чтобы подобраться к пандусу, Ольге и Сергею пришлось двигаться по газону. Уклон пандуса оказался достаточно крутым. При этом он был оборудован только одним поручнем.
"Когда делают только один поручень – думают, как здоровый человек поднимался бы. Мне на коляске неудобно им пользоваться совершенно", — поясняет Сергей.
Автомобильный вопрос
Сергей подружился с охранниками парковки крупного самарского торгового центра. Он может приехать в определенные дни недели за покупками, и специальное парковочное место останется для него свободным.
"Парковки для инвалидов почти всегда заняты! Даже если подъедешь и обратишься – отвечают не особенно ласково", — делится автомобилист.
По словам Сергея, ГИБДД ведет статистику наложенных штрафов в отношении водителей, паркующихся на местах для инвалидов. Он разделил эту статистику за год по месяцам. Получилось, что за 30 календарных дней штрафуют в среднем по полчеловека.
"ГИБДД-дшники нас сами просили участвовать с ними в акциях, приглашали. Штраф за парковку на местах для инвалидов сейчас варьируется от трех до пяти тысяч рублей. Но почти не штрафуют за такие нарушения. Бывает, знак парковки нанесен неправильно, или еще что…", — объясняет Сергей.
Слово в защиту
Горожане, которым близка тема неудобных пандусов и высоких бордюров, видят положительные эффекты программы по безбарьерной среде.
"Если говорить, что ничего не сделано, – это будет неправильно. Сделано было достаточно много и в рамках программы, и вообще", — говорит Евгений Печерских.
Сергей и Ольга одобрили недавно отреставрированный самарский театр оперы и балета. Здесь установлен специальный электроподъемник, с помощью которого зрители на колясках могут попасть в зал минуя лестницу.
"Мы в прошлом году очень часто ходили в оперный. Удобно сделано. Хотя ни на второй этаж, ни в буфет попасть все равно пока нельзя. А мне очень хотелось посмотреть, как там все сделано", — делится впечатлениями Ольга.
Экономическая справка
Раздел "Социальная политика" — один из немногих, в котором по проекту бюджета области на будущий год расходы возросли. Из средств города в 2014 году на решение проблем социальной сферы планируется выделить немногим более 650 миллионов рублей. Это почти на 12% больше, чем в прошлом году.
http://ria.ru/disabled_vzrosl/20131115/977065785.html
15 ноября, 2013