Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Большой безбарьерный миф

«Доступную среду» для инвалидов делают без учета мнения самих инвалидов

«Развязки, которые вы строите, парки и дворы, которые благоустраиваете, и т.д. — все это прекрасно, но жить инвалидам-колясочникам в Москве очень тяжело. И одна из проблем — парковка машин» — так начинается обращение инвалида 1-й группы полковника в отставке Александра К. к Сергею Собянину.

Повод, по которому Александр (фамилия не названа по его просьбе) обратился к врио мэра, весьма актуален. Уже больше года в России действует федеральный закон о ратификации Конвенции о правах людей с инвалидностью. Однако, по словам самих инвалидов и их родственников, несмотря на многочисленные заявления властей о создании безбарьерной среды, за последние годы жить стало отнюдь не легче. В частности, обострилась проблема с парковочными местами: нередко в зоне с разметкой для специальных автомобилей можно увидеть посторонние иномарки, а инвалиды вынуждены платить за стоянку по полной.

С 2011 года была запущена программа «Доступная среда», но, по словам жены Александра, Елены, сейчас жизнь инвалидов даже усложнилась. В 2012 году вышло постановление правительства Москвы №636, которое лишило колясочников постоянных парковочных мест возле дома — металлических тентов. Это создает массу неудобств как самому инвалиду (в случае если он сам управляет автомобилем), так и члену его семьи, который, не найдя места у подъезда, вынужден сначала помогать инвалиду добраться до квартиры, а затем возвращаться и отвозить машину на стоянку. Обустройство парковочных мест было возложено на префектуру, теперь парковочное место для спецтранспорта инвалидов — это желтый знак и разметка на асфальте. В последнее время эти знаки рисуются все чаще, но происходит это без согласований с самими инвалидами и учета места их проживания.

«От моего подъезда до ближайшего такого знака 300 метров, — рассказывает Александр. — Знаки поставлены для галочки, а не под конкретного человека. Получается, что работа вроде бы ведется, а результата и, главное, системы по созданию действительно доступной среды для инвалидов нет. Когда возвращаемся вечером после 17–18 часов, найти место рядом с домом совсем сложно. А кто поймет, как тяжело моей супруге везти меня эти 300 метров до подъезда».

Кроме того, маркированные парковочные места часто заняты машинами, на которых нет опознавательного знака «инвалид», — должной работы по мониторингу ГИБДД не проводит. Хотя по Кодексу об административных правонарушениях водитель, устроившийся на не предназначенном ему месте, обязан заплатить штраф — в 2011 году сумма штрафа увеличилась от 200 рублей до трех–пяти тысяч. Но эта мера сама по себе инвалидам не помогает.

В Крылатском, где живут Елена и Александр, проживают 45 инвалидов-колясочников, всего порядка 10 тысяч таких москвичей. «Я согласен, — говорит Александр, — что прошлый тент-укрытие портил внешний вид придомовой территории. Но существует другой способ решения проблемы, который применяется во многих странах. Это адресная организация постоянного парковочного места для инвалида вблизи дома и обозначение его специальным информационным знаком. Все, что мы просим, — это установить рядом с подъездом дорожный знак «парковка для инвалидов».

Причем в префектуре и управе им готовы помочь, но нормативных документов, которые позволили бы это сделать, попросту не существует. «Органы исполнительной власти должны иметь соответствующее поручение мэра. А такого нет», — объясняет Елена.

Единственной реакцией на очередное обращение семьи пенсионеров стал внезапный приход дворника-таджика. «Он предложил написать краской на асфальте номер нашей машины, — вспоминает Елена. — Мы ответили, что это незаконно. Дворник сказал: вот и я так думаю. И ушел».

После у подъезда Елены и Александра появилось желтое пятно и две белые полоски разметки, сделанные не по ГОСТу. Пользы от этого мало — во время беседы с корреспондентом «МК» парковочное место снова оказалось занято. На этот раз там припарковался джип.

Подобная ситуация складывается и с парковкой в центре столицы. «Только недавно ездили с мужем в центр, пытались припарковаться на Новом Арбате, — рассказывает «МК» Елена. — Там много стоянок для инвалидов, но все они оказались заняты другими машинами».

В рамках проекта по введению платной парковки внутри Бульварного кольца 10% парковочных карманов на каждой стоянке выделяется под машины инвалидов. Москвичи уже отметили: с 1 июля, количество разъезжающих по центру машин со знаком «инвалид» поразительным образом увеличилось...

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сотрудник региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», руководитель проекта «Универсальный дизайн», Мария ГЕНДЕЛЕВА:

— Периодически мы проводим оценки доступности среды в Москве. То и дело встречаются недочеты, которые строителям незаметны, а для инвалидов оказываются принципиально важны: к примеру, правильный угол наклона пандуса или ширина наклонных полос для спуска. К этой работе просто необходимо привлекать экспертов и самих инвалидов, иначе пользы от этих устройств не будет. Самый распространенный стереотип в обществе, что инвалид не самостоятелен, ему всегда нужен сопровождающий. Это не так: инвалиды ходят в кино, театры, на прогулки, в общем-то так же, как и все люди, другое дело — его возможности ограничивают неудобства среды. Сейчас мы работаем над проектом по универсальному дизайну среды. Это такой дизайн, который учитывает особенности всех людей, в том числе удобен для мам с колясками, для людей с инвалидностью и без»


http://www.mk.ru/moscow/article/2013/07/29/891263-bolshoy-bezbarernyiy-mif.html

30 июля, 2013