Тезисы выступления Директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России Григория Лекарева на 7-й сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН о правах инвалидов относительно предпринимаемых в Российской Федерации мер в области соблюдения и реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья (г. Нью-Йорк, США)
По состоянию на 1 января 2014 года в Российской Федерации насчитывается 12,7 млн инвалидов. Уровень инвалидизации составляет 8,7%.
Оказание инвалидам необходимой поддержки и содействие им в более полной интеграции в общество российское государство рассматривает как важнейшие задачи своей деятельности в социальной сфере.
Российская правовая система имеет развитое законодательство о социальной защите инвалидов. Базовый закон в этой сфере был принят в 1995 году. На его основе сформированы правила и механизмы социальной защиты инвалидов, соответствующие основным международно-правовым принципам и нормам в сфере обеспечения равных возможностей для инвалидов.
В мае 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая вступила в силу для нашей страны в октябре 2012 года.
Это событие стало важным шагом в направлении решения вопросов интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и предпосылкой совершенствования политики Российской Федерации в обеспечении равных возможностей инвалидам.
Как показал анализ национального законодательства в части установления прав инвалидов, оно в целом соответствует принципам и нормам Конвенции.
Вместе с тем, содержащиеся в ней положения об обязанности государств-участников принять все меры по поощрению и обеспечению практической реализации прав и свобод инвалидов наравне с другими, потребовало внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Конвенцией в период подготовки к её ратификации и после этого принято более 10 федеральных законов и около 30 поправок в уже действующие нормативные правовые акты, обеспечивающих в первоочередном порядке реализацию норм Конвенции и касающихся вопросов создания безбарьерной среды для инвалидов, повышения уровня их занятости и качества предоставляемых услуг, в частности, в таких приоритетных сферах, как образование, социальное и транспортное обслуживание, использование жестового языка.
В настоящее время нижней палатой парламента Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона, направленный на реализацию Конвенции в законодательстве Российской Федерации.
Основной целью законопроекта является установление действенных механизмов реализации Конвенции. Законопроектом вносятся изменения в 25 федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты, здравоохранении, культуры, транспорта, связи и информации, доступа к правосудию, содержания в пенитенциа́рных учреждениях, избирательной системы, жилищно-коммунального хозяйства.
После вступления в силу федерального закона органами государственной власти будет принято более 30 подзаконных нормативных правовых актов, содержащих правила обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов.
Действенным механизмом реализации Конвенции стала государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее – Программа) с общим объемом финансирования 183,6 млрд рублей.
Целями Программы являются формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество.
Программа решает взаимосвязанные задачи:
В качестве участника Конвенции Россия на регулярной основе должна представлять в Комитет по правам инвалидов доклады о её реализации. Первоначальный доклад будет представлен в сентябре этого года.
В политике в сфере обеспечения равных возможностей инвалидам Россия следует международно-правовым актам с учетом национальных особенностей нашей страны и возможностей государства. Можно заметить, что российское законодательство и деятельность государственных органов при участии общественных объединений инвалидов становятся более адресными и практически значимыми. В этой работе будет активно использоваться международный опыт, в том числе информация, полученная при обсуждении и обмене мнениями в ходе Конференции.
17 июня, 2014