Зачастую на Камчатке проще долететь на материк, чем добраться из краевого центра до поселка внутри полуострова. Территория Камчатского края огромна – почти 500 тысяч квадратных километров, и большая часть этого пространства – тотальное бездорожье. Вроде бы местные авиалинии работают стабильно (не считая сбоев по погодным условиям), но билеты нередко стоят дороже, чем в Москву. А планы по возобновлению морских пассажирских перевозок все время отодвигаются в будущее.
ЗАКРЫТОЕ НЕБО
Многие жители на годы забыли о поездках даже в Петропавловск, не говоря о Большой земле. Стоит побывать в любом камчатском поселке, чтобы услышать невероятные рассказы о том, как еще несколько лет назад многие выбирались отсюда нелегально, с риском для здоровья и жизни путешествовали в трюмах грузовых судов, никак не приспособленных к пассажирским перевозкам.
В 2007 году, после объединения Корякии и Камчатской области в один субъект РФ, проблема обострилась до такой крайней степени, что власти наконец-то стали искать пути ее решения.
В 2008 году в Камчатском крае заработала программа по субсидированию авиаперевозок по внутренним линиям из краевого бюджета. На эти цели было выделено 68 миллионов рублей. Деньги перечислялись местным авиакомпаниям на покрытие разницы между реальной стоимостью билета и сниженной ценой, по которой его могли приобрести некоторые категории камчатцев. Да, программа распространялась не на всех, но даже такая полумера была воспринята на ура, поскольку дала возможность жителям отдаленных поселков путешествовать воздухом по приемлемым ценам. Билеты, которые стоили 15 - 20 тысяч рублей, стали стоить 4 – 5 тысяч.
КОРЯКИЯ ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ
Сумма, выделяемая на субсидирование авиаперевозок, ежегодно росла и в 2012 году достигла 342 миллионов рублей. А в прошлом году произошло событие, которое в корне изменило ситуацию в небе над Камчаткой. Губернатор Владимир Илюхин принял решение распространить сниженные тарифы на всех жителей полуострова. В воздушные ворота над местными аэродромами буквально хлынули потоки камчатцев, которые наконец-то получили возможность перемещаться по родному краю. Авиапредприятия оперативно пересматривали расписание полетов, вводили дополнительные рейсы, открывали новые маршруты.
- Объемы перевозок увеличились на 50 - 60 процентов, по некоторым направлениям загрузка появилась впервые за 10 - 15 лет, - констатировали авиаторы. Можете вообразить себе радость и воодушевление северян, которые смогли встретить гостей из Петропавловска или слетать к родне в Тигиль! Многие тогда опасались, что это лишь эксперимент, что краевому бюджету не под силу будет тянуть такую нагрузку. Но и сегодня все жители Камчатки приобретают авиабилеты по сниженным тарифам.
Сравните: полет из Петропавловска в Тиличики (главный аэропорт Корякии) через Тигиль стоит 27 760 рублей, а по субсидированному тарифу – 11 420 рублей. Это стало возможным еще и благодаря реорганизации местных авиапредприятий и созданию федерального казенного предприятия, объединившего почти все аэропорты и посадочные площадки региона. В результате в краевом бюджете освободились средства на субсидирование пассажирских перевозок, а авиапредприятия получили финансы на плановый ремонт воздушных судов.
Глава региона сообщил, что в бюджете 2013 года заложено около 300 миллионов рублей на продолжение этой программы, которая по-прежнему будет распространяться на всех жителей края.
ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА НЕ ПРИЛЕТЕЛА
Но ведь полуостров омывается водами двух морей. Не проще и не дешевле ли добираться до многих поселков по воде?
А вот с этим-то как раз никак. Во всяком случае, пока. Казалось бы, приняли целевую программу возобновления морского пассажирского сообщения на 2010 - 2012 годы, начали строительство первого грузопассажирского судна, спроектированного специально для камчатских условий (морских судов, способных работать вдоль побережья Камчатки, сегодня на Дальнем Востоке нет). Громко и радостно объявили, что судно начнет курсировать вдоль побережья в 2012 году. И даже уже назвали долгожданную новинку «Василий Завойко» в честь первого губернатора Камчатки. Даже заявили, что это – первая ласточка, за которой последует и вторая.
Но судно с китайской судоверфи Даляня так и не пришло. Сроки запуска пассажирской линии дважды передвигались и сейчас уперлись в конец 2013 года. Ладно еще, две самоходные баржи, построенные по спецпроекту в Кировской области, пришли на полуостров осенью 2011 года и возят грузы в поселки по обоим побережьям Камчатки. Тарифы на этих баржах, которые эксплуатирует госпредприятие «Камчаттрансфлот», почти в два раза ниже, чем на коммерческих судах. Cледовательно, снизились цены на продукты и товары в отдаленных селах. Совсем недавно прошли швартовые испытания еще две подобные баржи, к концу года они должны пополнить флот полуострова.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В 2013 году дальневосточники смогут дешево слетать на курорт
Правительство выделит субсидии для маршрутов в Минеральные Воды, Анапу и Геленджик
Для жителей Дальнего Востока и Сибири в 2013 году правительство расширит программу субсидирования авиаперелетов. Как сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов в своем докладе на «правительственном часе» в Совете Федерации РФ, в 2013 году программа субсидирования маршрутов будет расширена до суммы более 3,5 миллиарда рублей. В нее попадут новые маршруты – с Дальнего Востока и из Сибири в Минеральные Воды, Анапу и Геленджик.
Таким образом, жители этих регионов смогут слетать на отдых по льготной цене. В прошлом году по программе государственной поддержки было продано 463 тысячи льготных билетов на сумму более трех миллиардов рублей. Также в будущем году Минтранс планирует субсидировать перелеты женщин в возрасте свыше 55 лет, расширить перечень маршрутов и распространить меры поддержки на инвалидов первой группы и их сопровождающих. На все эти цели дополнительно выделено более 400 миллионов рублей.
19 декабря, 2012