Высокие поребрики, отсутствие пандусов и перил у магазинов и домов — большинство петербуржцев не обратят на это внимания. А для 15 тысяч инвалидов-колясочников даже дорога до магазина или почты превращается в настоящее испытание: «Как покорить высоту и не упасть с коляски». За пять апрельских дней общественные организации проверили 13 районов города на доступность и в очередной раз убедились, что пока о ней можно только мечтать. «Карповка» выяснила, почему инвалиды должны быть активными, чтобы добиться результата, и что препятствует превращению Петербурга в безбарьерный город.
Хочешь жить, умей жаловаться
В Петербурге проживает более 668 тысяч инвалидов, из них 15,5 тысячи передвигаются на коляске, остальные имеют нарушения зрения или слуха, проблемы с опорно-двигательной системой, но могут передвигаться самостоятельно. Горожане решили объединиться и показать представителям местной власти, какие трудности они испытывают, выходя из квартиры. Воспользоваться аптекой, поликлиникой или банком бывает настолько сложно, что колясочнику не обойтись без посторонней помощи.
Одной из проблем по созданию доступности является то, что жители города не сообщают о своих трудностях, утверждает секретарь комиссии по координации деятельности и контроля в сфере формирования доступной среды Выборгского района Наталья Богданова. В Петербурге нет специальной службы, которая бы была приставлена к инвалиду и следила за тем, что ему мешает, а что нужно улучшить. Инвалид должен быть активным и писать о проблеме администрации или сообщать о ней по телефону, если его что-то не устраивает.
Ее поддержал руководитель отдела благоустройства МО «Парнас» Василий Демкович, который сказал, что к ним местные жители не обращаются, хотя сделать это несложно. «Мы благоустраиваем территорию согласно СНиПам, а знать, кто и где находится, какие у человека проблемы, не входит в наши обязанности. Мы не можем взять просто так и сделать пешеходный переход, нужно доказать, что он необходим».
По мнению одного из представителей Всероссийского общества инвалидов Выборгского района, инвалидам приходится быть инициативными, чтобы добиться результата. «Если ты молчишь, сидишь дома, нагнетаешь себя, как все плохо, ничего не изменится. Люди вокруг могут и не знать, что ты страдаешь. На наше общество не очень-то обращают внимание, поэтому мы стараемся заявлять о себе и своих проблемах: только в нашем районе 70 тысяч инвалидов».
Женщина добавила, что к ним за помощью обращаются редко, в основном тогда, когда не знают, куда жаловаться. Другие инвалиды просто хотят выговориться, чтобы их услышали и посочувствовали. И резюмирует, что наладить диалог все же можно, как с властью, так и с частными организациями.
Не для галочки, а для людей
Решение проблемы доступности напрямую зависит от главы администрации, уверена руководитель группы «Колясочники Питера» Светлана Быстрова. «Складывается ощущение, что Петербург поделен на княжества, нет единого подхода, контроля и ответственности. Где-то внимательно относятся к инвалидам, а где-то отписываются, просят ждать, говорят, что нет денег и возможности. В России действительно заявительный характер работы власти, но это странно, ведь федеральная программа „Доступная среда“ по сути обязывает чиновников ее выполнять, здесь вопрос в нежелании делать».
В начале 2016 года вступил в силу федеральный закон № 419, поправки которого обязывают сделать все общественные помещения доступными для инвалидов. Требования становятся обязательными для объектов, которые в этом году впервые введут в эксплуатацию или отреставрируют. С июля 2016 года все новые постройки будут приниматься в том случае, если на них соблюдаются нормы доступности. Владельцам существующих помещений придется до капремонта сделать все возможное, чтобы приспособить постройку под нужды инвалидов или же предоставить услуги дистанционно или на дому.
— У меня на руках было два инвалида-колясочника: дочка и свекор, мне нужно было утром отвезти ребенка в школу и тут же бежать домой, чтобы свекор что-нибудь не сделал с собой, — пожаловалась жительница Выборгского района Татьяна Абрамова. — Я никуда не могла выйти, им нужно было постоянно помогать. У нас инвалиды должны передвигаться свободно по городу, независимо от маршрута, они не только в аптеку ходят, но и погулять хотят. У меня нет времени постоянно писать обращения к властям. Они могли бы делать периодически обходы инвалидов, чтобы знать наши проблемы.
По мнению Никиты Сорокина, чиновникам нужно привлекать маломобильные группы к тестированию установок: обратился человек с жалобами, следует спросить, как лучше сделать, чтобы не для галочки, а для человека. Светлана Быстрова же замечает, что в городе и так существует много комиссий, в том числе и с участием колясочников, которые составляют списки недоступных объектов, пишут замечания, но это не работает. «Как писал когда-то Маяковский — „прозаседавшиеся“, так оно и сейчас — все заседают».
Комиссии по формированию доступной среды для инвалидов работают при каждой районной администрации города, при губернаторе Петербурга существует координационный совет по делам инвалидов, есть также комиссия при правительстве Петербурга, а также инспекция инвалидов по общественному контролю за созданием доступной среды. Общественных организаций в Петербурге более 30, среди них различные объединения, ассоциации и союзы инвалидов, которые оказывают юридическую, психологическую, материальную помощь или сплачивают по интересам.
— Вопрос в том, что власти вовремя не проконтролировали нарушения в области доступности среды, — утверждает руководитель общественной организации «Честный Петербург» Никита Сорокин. — В СНиПах с 2001 года практически ничего не изменилось. Но власти халатно подошли к вопросу, не руководствовались нормами, принимали работы не глядя. Здесь можно говорить уже о привлечении к ответственности и общей коррупционной составляющей.
Барьерное наследие между людьми
Трудность создания доступной среды в Петербурге, по мнению начальника отдела соцзащиты населения Выборгского района Галины Ефимчук, в том, что большинство зданий старого фонда не всегда можно приспособить под нужды колясочников. Установке пандусов мешают требования пожарной безопасности и узкие входы. «Бывает, что его не вывести под определенный угол, места не хватает. Недавно обустраивали соцобъект, там пандус пришлось делать змейкой, чтобы люди могли заехать, и он обошелся в миллион рублей. Понятно, что малый бизнес это не выдержит. А иногда такие конструкции могут помешать входу остальных людей».
От организаций, в первую очередь, требуют предоставить услугу, а не вход в помещение, акцентирует секретарь комиссии по координации деятельности и контроля в сфере формирования доступной среды Выборгского района Наталья Богданова. Она поясняет, что многие учреждения могут предоставить услугу на дому или онлайн для тех, кто не умеет пользоваться компьютером, могут организовать курсы. А соцтакси может за 10% от реальной стоимости поездки довезти до больницы, аптеки, вокзала.
— Получается странно: я приеду к магазину или аптеке и буду стоять под дождем и снегом, а потом ко мне выйдут с товаром, и придется на улице рассчитываться деньгами, — возмущается инвалид-колясочник Светлана Быстрова. — А как я, например, получу услугу, если мне до этого здания не добраться, нет правильных съездов с тротуаров? Если говорить про онлайн-услуги, то получается, что инвалид должен сидеть в четырех стенах постоянно. А в чем смысл, если мне еду из ресторана на дом принесут, ведь я хочу оказаться в праздничной обстановке? Может, и концерт Земфиры ко мне на дом приедет?
Галина Ефимчук отмечает, что бизнес в последнее время старается ориентироваться на соцнужды, например, новые дома приспосабливают под инвалидов, иногда застройщики просят колясочников проверить здания на практике и помочь исправить недостатки. Если же жилье инвалида в старом фонде невозможно сделать безбарьерным, то горожанин может обратиться в местную администрацию, и его поставят на учет, чтобы предложить другой вариант.
— Такая процедура действительно работает, но выходит, что инвалид должен переезжать из центра, где все есть, где у него знакомые, в какой-то отдаленный район, — комментирует Никита Сорокин из «Честного Петербурга». — Это неправильно, какое-то выселение инвалидов на край города, не удивлюсь, если их на дачные участки начнут выселять, подальше от глаз.
Пока отношения чиновников и инвалидов — это серия «взаимных болей, бед и обид». Пока одни ждут инициативы и заявлений, другие требуют соблюдать закон и проявлять заботу о людях. Надежды наладить диалог есть, но пока все идет так же медленно, как и создание самой безбарьерной среды в Петербурге.
28 апреля, 2016