В правительстве «Стратегию» рекомендовали доработать в части финансово-экономического обеспечения. Уже понятно, что она не будет работать, если не выделить на медицину дополнительных средств.
Нигде так не боятся болеть, как в России. Например, в документах нашего Минздрава говорится о встречных обязательствах со стороны пациентов: «Граждане должны вести здоровый образ жизни, регулярно проходить профилактические осмотры и выполнять назначения врача». Но как выполнишь, если системы лекарственного обеспечения в стране нет? За препараты большинство россиян платят из своего кошелька, и не по показаниям, а по возможностям.
Нынешняя «Стратегия» — не решение проблемы, это пока только декларация о намерениях. Как объяснил заместитель министра Игорь Каграманян,2013—2014 годы уйдут на «подготовительные работы», и только в 2015—2016 в 4—6 регионах попробуют разные модели, затем самую эффективную начнут внедрять в масштабах страны.
В части обеспечения лекарствами россияне пока разделены на множество категорий и групп. Инвалиды, больные заболеваниями, требующими особо дорогостоящего лечения; дети; беременные; участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС т.п. В некоторых ведомствах — МВД, МО, ФСБ, Министерстве юстиции — своя медицинская помощь. А еще у нас льготники почему-то могут обменять медицинскую помощь на социальную. Тут уж совсем логика теряется: вряд ли поддержат здоровье 578 руб. в месяц, которые инвалиды и ветераны могут получать вместо лекарств.
Заместитель председателя Формулярного комитета РАМН, доктор медицинских наук, профессор Павел Воробьев говорит, что история лекарственного обеспечения в нашей стране корнями уходит в 1980-е. Лекарства тогда продавались строго по рецептам, но при этом их невозможно было «достать». Основное лечение проводилось курсами в стационарах. В 90-е годы лекарств просто не стало, как и денег на них. Государство взялось помогать хотя бы отдельным категориям. В результате родилось постановление правительства № 890, которое живо по сию пору. В нем закреплено, кто должен получать лекарства бесплатно либо со скидкой 50%.
На днях в редакцию позвонил наш читатель из Электростали Юрий Сергиенко: «Весь год лекарств не выписывают, хотя я — инвалид, федеральный льготник. Назначенные мне лекарства есть в перечне жизненно важных препаратов, но у врача в поликлинике свой перечень: только то, что есть в аптеке. А там из необходимых мне препаратов нет ничего».
Пациенты в отчаянии. Кто-то совсем не лечится, кто-то покупает то, что может себе позволить. На этом фоне совсем уж людоедски звучат предложения экономить на дорогостоящем лечении. В интервью «Известиям» член «Единой России» и Общественной палаты Максим Мищенко заявил, что, расходуя деньги на лечение ракового больного, мы обделяем людей, которых можно быстро вернуть в строй. 10 декабря пациентские организации подписали обращение против Мищенко (см. на сайте «Новой»). Хочется верить, что его предложения останутся только на его совести. Но вот уже заявленное государственное решение: с 1 января 2013 года должны вступить в силу новые стандарты лечения диабета, в которых вообще отсутствуют средства самоконтроля — глюкометры и тест-полоски.
http://www.novayagazeta.ru/society/56042.html
22 декабря, 2012