Ругать городскую инфраструктуру уже стало общим местом. Никто, кажется, не сомневается в том, что столица нашей Родины не приспособлена для инвалидов. Хотя официальные цифры Департамента труда и соцзащиты населения Москвы говорят о другом: 80% социально-значимых объектов (то есть поликлик, собесов и прочих ЖЭКов) оборудованы пандусами и лифтами, 75% автобусов - низкопольные (то есть в них должно быть легко зайти на костылях и заехать на коляске), на новых станциях метро есть специальные лифты... Чтобы проверить, насколько соотвеnствуют действительности отчеты чиновников, я провела один день в инвалидной коляске.
ВЫЙТИ ИЗ КВАРТИРЫ
Я живу в 12-этажке в спальном районе. Грузового лифта нет. А забраться в обычный инвалиду можно только чудом! Хорошо, что я попросила сестру помочь мне в этот день. Без нее я так бы и осталась сидеть в квартире. Потому что в лифте сестра ехала на одной ноге, наклонив коляску к себе, а я практически лежала, глядя в потолок - а иначе подножки не давали закрыться дверям.
Но на первом этаже нас ожидало новое испытание — то, что называют оборудованным пандусом. Это две рельсы под углом градусов в 45. С такого наклона можно только с ветерком впечататься в стену подъезда! Никакие тормоза здесь не помогут. Опять вся надежда на сестру. Пыхтя, мы одолели и этот барьер. И поехали к остановке автобуса.
НАЗЕМКА
Откидной пандус в автобусе есть. Но водитель почему-то не знал, как им пользоваться.
- Эта штука вообще работает?! - спросил он у меня, дергая устройство. И дальше задал совсем уж убийственный вопрос. - А вы что, так не можете съехать?
Представьте, не могу! Любой порожек или большая трещина в асфальте — и коляска опасно накреняется и вот-вот грозит перевернуться.
Кое-как в автобус я все-таки забралась - пандус-таки откинулся. Но дальше выяснилось, что на площадке для инвалидов в салоне обязательно надо пристегиваться к специальной спинке, иначе при малейшем повороте начинает мотать из стороны в сторону, одними тормозами себя не удержишь. При этом ремень там рассчитан явно на совсем уж худого инвалида - он короткий и пережимает живот так, что всю дорогу тошнит. Непонятно, как им можно пристегнуть взрослого мужчину или просто чуть более полного человека.
А вот в современных трамваях ремень длиннее и конструкция как в автомобиле. Это гораздо удобнее.
МЕТРО
Тут меня ждало два открытия. Первое - пандусы в старых переходах не соотвествуют ширине кресла - колеса в них просто не входят! Да если бы даже и входили, все равно спуститься по ним в одиночку невозможно, слишком большой угол. И второе открытие: москвичи очень отзывчивые люди. Ко мне подошло человек пять с предложением отнести меня на руках.
А вот современные станции метро оборудованы лифтами. Например, в переход к «Строгино» ведет длинный спуск. Он не очень крутой, съехать можно самостоятельно. Добралась до турникетов. И тут выходит очень доброжелательный работник метрополитена и сообщает:
- Девушка, а лифты к платформе с другой стороны...
- Перехода?
- Нет, улицы... Вам надо сейчас выйти, подняться, доехать до другого выхода, снова спуститься в метро. Там лифт для инвалидов.
Ну не издевательство ли?! Неужели сложно повесить перед входами указатели: «инвалидам - туда-то».
ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР
На «Щукинской» огромное современное здание. Уж здесь-то, думаю, все для инвалидов: и лифты, и пандусы и даже туалеты. Так да не совсем. Отдельный вход для инвалидов есть. Только находится он прямо в курилке. И вот выплываешь ты в облаке дыма ко входу, а он... заперт! При этом центральный вход - огромная «вертушка», на коляске тут не проедешь.
Еду в туалет. Специальный для инвалидов здесь есть. Но подъехать к нему можно, только заблокировав все двери и подождав, пока сопровождающий тебе откроет дверь - самостоятельно я это сделать не смогла, нет места для маневра. В кабинке у меня чуть не случился приступ клаустрофобии! Спинка коляски упирается в дверцу, а подставки для ног - в стену. Из стены в середине кабинки торчит поручень. По идее, я на него должна опереться и перенести себя. Но он оказался расшатанным, так что маневр выглядел слишком уж рискованным.
Зато соцотдел в районе Строгино — это курорт для инвалидов! Безо всякой иронии. Отдельно стоящее огороженное здание, широкий пандус, автоматические двери (какое же это счастье, когда не надо ждать на морозе, когда тебе откроют!), широкие коридоры - хоть полицейский разворот делай. Везде бы так.
ИТОГ ЭКСПЕРИМЕНТА
Конечно, многие трудности связаны с тем, что у меня, к счастью, нет опыта передвижения на коляске. Но тем не менее, выходит, что колясочникам рады только в поликлинике да собесе. Все остальные передвижения инвалидов по городу больше похожи на паралимпийские игры.
На большинстве станций метро инвалиду без сопровождения делать нечего (правда, в подземке работает специальная служба помощи маломобильным гражданам, см. «На заметку»). Чтобы проехать на наземке, надо дожидаться современных автобусов, троллейбусов и трамваев - только на них есть пандусы. Переходов, которые не реконструировали, нужно опасаться - местные пандусы опасны для жизни и выглядят как издевательство. Не все гладко и в современных зданиях, которые, вроде бы, строили по современным стандартам так называемой «безбарьерной среды».
СОЦОБЪЕКТЫ
Зато поликлиника на улице Кулакова очень порадовала. Пандус, электронные автоматы, через которые записываешься на прием. Сразу же вышел охранник и предложил препроводить к грузовому лифту и в нужный кабинет.
А вот на выходе страшно. Пандус-то спускается на дорогу, по которой ездят машины. За припаркованными авто человека в кресле не видно.
Зато соцотдел в районе Строгино — это курорт для инвалидов! Безо всякой иронии. Отдельно стоящее огороженное здание, широкий пандус, автоматические двери (какое же это счастье, когда не надо ждать на морозе, когда тебе откроют!), широкие коридоры - хоть полицейский разворот делай. Везде бы так.
ИТОГ ЭКСПЕРИМЕНТА
Конечно, многие трудности связаны с тем, что у меня, к счастью, нет опыта передвижения на коляске. Но тем не менее, выходит, что колясочникам рады только в поликлинике да собесе. Все остальные передвижения инвалидов по городу больше похожи на паралимпийские игры.
На большинстве станций метро инвалиду без сопровождения делать нечего (правда, в подземке работает специальная служба помощи маломобильным гражданам, см. «На заметку»). Чтобы проехать на наземке, надо дожидаться современных автобусов, троллейбусов и трамваев - только на них есть пандусы. Переходов, которые не реконструировали, нужно опасаться - местные пандусы опасны для жизни и выглядят как издевательство. Не все гладко и в современных зданиях, которые, вроде бы, строили по современным стандартам так называемой «безбарьерной среды».
Мария КОЛЫВАНОВА
3 декабря, 2015