Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Эксперты Московского штаба ОНФ: перестраивать новые здания школ для детей-инвалидов значительно дороже, чем сразу строить без барьеров

Активисты и эксперты Регионального отделения Общероссийского народного фронта в Москве провели мониторинг 100 школ и детских садов, которые, в ходе реализации Государственной программы были адаптированы для маломобильных детей, в том числе детей-инвалидов. Результаты мониторинга показали, что столичные власти сделали очень много для того, чтобы у детей с ограниченными возможностями здоровья появилась возможность учиться вместе со сверстниками. Однако частичное приспособление большого количества школ и детских садов не позволяет в полной мере считать учреждения готовыми принять особенных учеников.

Мониторинг был проведен в рамках проекта по гранту ОНФ Национальным благотворительным Фондом поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров». Список школ и детских садов был составлен Департаментом образования Москвы, который создал все условия для подробного обследования зданий и прилегающей территории. Итоговый доклад «Мониторинг архитектурной доступности школ и детских садов, которые прошли через городскую программу адаптации для инвалидов на предмет создания условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов» обсудили эксперты, родители детей-инвалидов и представители департаментов московского правительства на площадке столичного штаба ОНФ.

Задача по адаптации каждого четвёртого здания учреждений образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья до 2020 года поставлена в указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Москва выделяет ежегодно на приспособление образовательных учреждений значительные ресурсы. Во множестве учреждений появились пандусы, подъемники, туалеты для инвалидов, лифты, мнемокарты и многое другое.

Разработчики мониторинга оценивали архитектурную доступность учреждений по 113 критериям в соответствии федеральным сводом правил по доступности зданий и сооружений. Мониторинг выполненных работ по созданию безбарьерной среды проводился экспертами международного класса, а также при участии наиболее заинтересованных москвичей – родителей детей-инвалидов. Его итоги стали основой для создания рейтинга архитектурной доступности столичных учреждений образования для маломобильных учащихся.

Эксперты отметили, что во множестве школ, даже построенных несколько десятилетий назад, были найдены решения для адаптации. Так, в рейтинге доступности школ наибольший балл по сумме критериев набрала типовая панельная школа №1741, построенная в 1994 году на окраине Москвы в районе Тропарево.  

Однако, несмотря на видимые успехи, родители жалуются на проблемы с доступностью учреждений образования для разных групп маломобильных детей: на колясках, с ограничениями по слуху, зрению. Многое сделано, но чего-то не хватает, а в деле адаптации сооружений нет мелочей. Например, прекрасное специализированное оборудование для туалета: с поручнями, наклонным зеркалом, с меняющейся высотой раковины, скрытым сифоном и т.д., установленное по всем нормам и полностью готовое к использованию, абсолютно не доступно колясочникам, потому что проектировщик запланировал, а строители поставили слишком узкие двери.

Для учеников с 5 по 11 класс с проблемами опорно-двигательного аппарата без лифта невозможно подняться 2 этаж и выше, где в большинстве школ расположены предметные кабинеты, актовый и спортивный залы. Исследование показало, что в 22% учреждений есть лифты, которые помогут детям на колясках или костылях подняться на верхние этажи. Понятно, что не все школы, особенно в зоне исторической застройки, можно оборудовать лифтом, но экспертов удивило другое - из обследованных 13-ти новых школ только 5 имеют лифты, а из 37 новых детских садов – только один. Таким образом, сразу после ввода новых учреждений в эксплуатацию их, согласно указу президента, необходимо адаптировать для инвалидов, а перестраивать значительно дороже, чем сразу строить без барьеров.

78% обследованных учреждений имеют пандусы для инвалидов-опорников и колясочников. Пандусы имеются, но по их уклону, количеству, высоте и расположению поручней каждые два из пяти не приспособлены для самостоятельного передвижения инвалидов. Плоские входы, не требующие оборудования пандусом, есть лишь в двух обследованных школах.

В ходе мониторинга были зафиксированы другие недоработки: бессистемно уложенная непонятным узором тактильная плитка в школьном дворе, вход на территорию школы прямо с проезжей части, отсутствие вблизи учреждений образования парковочных мест для инвалидов. Так, специальная парковка для инвалидов имеется лишь у 5% школ и детских садов. Более того, у 67% учреждений вообще нет возможности припарковаться в радиусе ста метров.

«Добиться коренного перелома в создании безбарьерной среды в учреждениях образования до сих пор не удалось. Во многом это связано с тем, что до сих пор не создан со стандарт, что именно должно считаться доступной школой или детским садом. Одни говорят, что школа доступна, если в ней на первый этаж может зайти инвалид по слуху. Другие, что вся территория школы должна быть открыта для посещения и использования инвалидами всех категорий. Вопрос разработки такого стандарта на градостроительном уровне стоит не первый год. Было даже поручение от 02.07.2014 г. № 24-19-9005/4 о подготовке именно такого градостроительного стандарта, но пока он не разработан. Сохраняется практика разделения небольших целевых средств на создание безбарьерной среды по большому количеству учреждений. Размер полученных ресурсов не позволяет создавать комплексно адаптированные учреждения на хорошем столичном уровне. Образно говоря, дети инвалиды постоянно спотыкаются о последнюю ступеньку», - уверен автор доклада, эксперт рабочей группы «Социальная справедливость» московского штаба Общероссийского народного фронта Сергей Чистый.

Представители департаментов московского правительства высоко оценили представленный доклад и поблагодарили авторов за комплексное и высокопрофессиональное исследование. Представитель Департамента образования считает необходимым довести до сведения директоров всех учреждений образования города результаты проекта на селекторном совещании ведомства, поскольку именно директор принимает решения по адаптации школы. Автору доклада предложено выступить с презентаций, чтобы наглядно показать ошибки, допущенные строителями и проектировщиками. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы выразил готовность совместно с директорами школ и детских садов, а также специалистами Центра организации дорожного движения столицы, провести работу по устранению нарушений, представленных в исследовании.

Эксперты Народного фронта призвали представителей столичного правительства как можно скорее создать региональный стандарт качества доступности безбарьерной среды, а также альбомы типовых решений по сериям зданий учреждений образования, чтобы избежать представленных ошибок и по-настоящему адаптировать их для детей-инвалидов.

«В Москве накоплен значительный опыт в работе по созданию безбарьерной среды. Однако, сегодня ее качество не соответствует реальным финансовым возможностям столичной системы образования. Необходимо продумать новый экономический и организационный механизм реализации программы формирования безбарьерной среды в школах и детских садах», - подчеркнул Сергей Чистый. Архитектурная доступность столичных учреждений образования будет и дальше находиться в зоне внимания Московского штаба ОНФ.

Пресс-служба Московского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ)

21 января, 2017