Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Но просто подписать бумажку недостаточно для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями не чувствовали ограничений в повседневной жизни. Какие изменения нужны на самом деле?
В стране уже вроде бы есть масса законов, которые должны обеспечивать инвалидам удобную жизнь в обществе. Но до сих пор мало кто из тех, кто с трудом передвигается, плохо видит или слышит могут полноценно жить.
Так что же изменится в России вместе с принятием этой конвенции и новых внутрироссийских законов о правах инвалидов? АиФ.ru побеседовал об этом с директором Департамента по делам инвалидов Минтруда России Григорием Лекаревым.
Екатерина Донских, АиФ.ru: Изменение положения инвалидов в России — вопрос не только пандусов и спецразметки на тротуарах. Как изменить отношение общества к инвалидам? Чтобы к ним не относились как к «особенным»?
Григорий Лекарев: Это ключевой барьер, который всем нам нужно преодолеть. Начиная с советского периода, идея инклюзии (увеличение степени включения людей с ограниченными физическими возможностями во все сферы жизни) как основа соцполитики форсировано не внедрялась. Были какие-то отдельные мероприятия по включению инвалидов в жизнь, но масштабного распространения этой идеи не было. Между тем, только опыт общения и совместная деятельность позволяют сформировать правильное отношение к инвалиду. И самое лучшее, когда такой опыт общения начинается с детства.В ряде социологических исследований была выявлена чёткая зависимость, чем больше человек сталкивается в повседневной жизни с инвалидами, тем правильнее и он воспринимает проблему инвалидности и менее руководствуется предрассудками. Он, как правило, хорошо осведомлен, в чем нуждается человек и инвалидность уходит на второй план, в общении главными становятся другие качества личности, например профессионализм. Чем меньше таких контактов — тем больше отчуждение.
— Как изменить отношение к инвалидам уже взрослых людей?
— Стереотипы нужно активно разрушать через информационные кампании. Кстати, Конвенция ООН о правах инвалидов прямо требует, чтобы проводились просветительские кампании, которые показывают вклад инвалидов в развитие общества, их место и роль в повседневной жизни.
И при формировании доступной для инвалидов среды, создании антидискриминационного законодательства этот вопрос — ключевой.
Вот взять, к примеру, тот же пандус: если он строится человеком, который не знаком с проблематикой инвалидности, то и пандус будет неправильным. А если человек действительно хочет помочь, то он потрудится изучить все СНИПы и правила, посоветуется с инвалидами и тогда это приспособление станет действительно полезным и нужным.
— Сейчас идёт массовая рекламная кампания, которая пропагандирует обучение в общеобразовательных школах детей-инвалидов. Значит ли это, что специальные школы будут ликвидированы?
— Часто коррекционное образование стараются заменить инклюзивным — это неправильно. Коррекционные специализированные школы нужны, их нельзя закрывать. Обычная школа и педагоги пока не готовы работать с тяжелыми формами инвалидности, и такая инклюзия малоэффективна или значительно затруднена. Так считают многие инвалиды. Всё-таки необходимо поступательное и осторожное внедрение инклюзивного подхода в таких случаях. И поступательность в нашем случае будет заключаться в том, что расширяются возможности для тех, кто был в пограничной зоне. Это те ребята, которые не могут пойти в обычную школу только потому, что помещение в ней не приспособлено или не созданы иные элементарные условия. Именно такие дети-инвалиды при желании смогут перейти из коррекционных в обычные школы. При этом инклюзивное образование не заменяет коррекционного. Эти два направления должны развиваться параллельно.До 2011 г. — до старта программы «Доступная среда» — лишь 2,5% всех российских школ были готовы принять инвалидов. К 2013 году этот показатель вырос до 6,5%. Планируется, что к концу 2015 года дети с ограниченными возможностями здоровья смогут учиться в 20% адаптированных школ страны. Нельзя забывать и о профессиональном образовании: для инвалида качественное образование — преимущество куда более важное, чем для людей без инвалидности. В эту программу постепенно включаются вузы. Мы планируем учесть этот аспект при продлении программы до 2020 года.
— Уже столько лет говорят о создании доступной среды для инвалидов. Вроде бы есть закон. Но почему не получается реализовать его идеи?
— В базовом законе о соцзащите инвалидов в РФ достаточно современным языком прописано создание доступной среды для инвалидов: всё должно быть доступно для инвалидов и все должны предоставлять услуги с учётом потребностей инвалидов. Но если посмотреть в отраслевое законодательство, к примеру, в сфере транспорта, связи, культуры, мы обнаружим, что там про инвалидов либо вообще ничего не сказано, либо изложено декларативно. И на практике эти декларативные нормы почти никогда не реализуются.
— Вы готовите новое законодательство о соцзащите инвалидов. Оно сможет изменить существующее положение?
— Будет создана система взаимоувязанных полномочий, чётко прописанных в отраслевых законах. Законопроект предусматривает внесение изменений в 25 законов в таких сферах, как социальная защита, культура, транспорт, здравоохранение, информация и связь, жилищная политика, избирательное право. И в каждой из этих сфер будут работать нормы закона, предусматривающие порядок оказания услуги инвалиду.
Вот, к примеру, транспорт. Есть зона вокзального, аэропортового обслуживания. Соответственно, в нормативных актах о функционировании вокзалов и аэропортов нужно учесть особенности обслуживания инвалидов. Далеко не каждый сотрудник, работающий в этих местах, прочитает закон об инвалидах. Ему нужна предметная инструкция, выпущенная Министерством транспорта. Поэтому Минтранс и все остальные ведомства должны разработать соответствующие документы по согласованию с Минтрудом. И Минтруд как министерство, отвечающее за соцзащиту инвалидов, будет координировать эту работу, чтобы были охвачены все аспекты доступности объектов и услуг. Тем более что нужно предусмотреть разные виды услуг: инвалиды по зрению нуждаются в одной помощи, инвалид по слуху — в других услугах, инвалидам-колясочникам и с нарушением функций опорно-двигательного аппарата нужны особенные приспособления. И для нас важно, чтобы интересы инвалидов были учтены в полном объеме, не в назывном порядке.— Когда по вашим расчётам вся страна станет безбарьерным пространством для граждан с разными физическими возможностями?
— За один день и даже год всё нужное не появится. Дома, вокзалы, стадионы, которые нужно приспособить, строились десятилетиями. Бывают такие разговоры, что программа реализуется, однако во дворах ничего не видно, и, значит, нет эффекта. Это вопрос в приоритетах. Сейчас мы должны приспособить то, что инвалиду нужно в первую очередь. Мы выбрали эти сферы: это транспорт, здравоохранение, соцзащита, культура, занятость, спорт и образование. В этих сферах выбираются приоритетные объекты с учётом мнения самих инвалидов. В основном это организации, в которые инвалиды обращаются чаще всего. Чиновники часто хотят приспособить несколько крупных объектов, сделать их эффектно, красиво, к примеру, театр оперы и балета или консерваторию. Но когда они начинают согласовывать эти проекты с общественными организациями инвалидов, выясняется, что им нужны объекты помельче, рассредоточенные по городу.
В этом году в программе «Доступная среда» участвуют 67 регионов: для поддержки их программ из федерального бюджета выделены 3 млрд рублей, в 2015 году — это 4,2 млрд рублей. К 2016 году 45% приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры должны быть приспособлены для их использования инвалидами.
Не нужно забывать, что все новые здания должны возводиться уже с учётом их использования людьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти требования содержатся в техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений и они обязательны к исполнению.
8 мая, 2014