Депутатам законопроект представила председатель комитета по безопасности Ирина Яровая. Главному автору законопроекта, члену комитета по ЖКХ Александру Сидякину, выступить с докладом не доверили. Так было и в прошлый раз, когда слушались поправки в закон о массовых акциях, ужесточающих наказание за нарушения. Тогда за него, в том числе и на "итальянской забастовке", бился председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.
Яровая в очередной раз заметила, что единороссы, предлагая закрепить за НКО статус "иностранных агентов", обеспечивают прозрачность и открытость деятельности НКО. Многим правозащитникам не нравится придуманное для них название, но смысл в другом, подчеркнула она.
"Полагаю, многих в этом зале возмутил факт, когда, находясь в Российской Федерации, госпожа Клинтон обсуждала с НКО вопрос о том, как завуалировать источники финансирования. Зачем прятаться, зачем скрывать?", – недоумевала депутат.
И статус "иностранного агента" вполне корректен, отметила она. "Агентство" или "представительство" сегодня развито и в гражданском праве, и в финансовых отношениях, отметила депутат. И если источник финансирования иностранный, тогда и агент (представитель) – иностранный.
"Занимайтесь даже политической деятельностью за иностранные деньги в России, но будьте добры, сообщайте о себе полную информацию, и пусть граждане имеют право с ней знакомиться", - разрешила Яровая.
Отметим, за полчаса до начала обсуждения вопроса об НКО пресс-служба фракции "Единой России" распространила заявление ее руководителя, в котором Андрей Воробьев сообщил, что практически все депутаты-единороссы, 236 человек, стали его соавторами.
Памятуя вчерашнее заявление главы Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой, что она попросит Конгресс США включить в "закон Магнитского" всех авторов закона об НКО, журналисты подхватили мгновенно: фракция ЕР становится невыездной.
"На шантаж и угрозы похожи заявления гражданки США, которая намеревается обратиться в Конгресс и Сенат. На это могу сказать одно: гражданка США имеет право обратиться к Сенату, к своему Конгрессу, к своему президенту Соединенных Штатов. А мы представляем интересы России, граждан России, и мы – парламент России, поэтому мы будем ориентироваться на то, что полезно российскому обществу", - ответила Яровая Алексеевой.
Впрочем, по ее словам, "наверное, критика имеет право на жизнь, и ко второму чтению, наверное, будут разные предложения". Со своей стороны, председатель профильного комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов сообщил, что комитет усмотрел в законопроекте "ряд технических неточностей".
Вопросы, которые задавали депутаты Ирине Яровой и Ярославу Нилову, не блистали новизной, большинство тем уже поднималось в ходе обсуждения ранее. Будут ли организации по правам инвалидов "иностранными агентами", предусмотрено ли наказание для тех, кто откажется регистрироваться.
Неожиданно вопрос задал и главный автор: Александр Сидякин, внесший законопроект, уточнил у Ирины Яровой, "не кажется ли ей, что, так как иностранное финансирование увеличилось в выборный 2011 год, наш законопроект как раз направлен на то, чтобы в реестр попали именно НКО, участвующие в политических процессах". Ирина Яровая ответила, что ей не просто кажется, она в этом уверена.
Справоросс Геннадий Гудков напомнил, что Совет по правам человека и Общественная палата дали отрицательное заключение на законопроект. Он поинтересовался, собираются ли теперь уже многочисленные авторы законопроекта принять во внимание эти документы.
По словам Нилова, оценка Совета по правам человека поступила в Госдуму только сегодня, и до второго чтения депутаты обязательно с ней ознакомятся. Про заключение ОП либерал-демократ умолчал.
Представители ЛДПР и КПРФ в ходе обсуждения заявили, что будут поддерживать законопроект. Аргументы коммунистов – развал Советского союза и сегодняшний "исторический треск" стран Ближнего Востока. Как отметил Владимир Кашин, и в Россию сегодня "нахлынуло большое количество организаций, финансируемых из-за рубежа", и, соответственно, Россия в опасности.
Как сообщил представитель фракции ЛДПР Максим Шингаркин, либерал-демократы также в числе сторонников законопроекта. Более того, лично он даже вошел в число авторов. Однако, по его мнению, статус "иностранного агента" необходимо заменить на "международного агента". Быть международным агентом, по его мнению, "престижно, достойно, разумно и понятно".
"Поддерживая именно статус международных агентов неправительственных организаций, мы позволяем создать в России принципиально новую систему фондов, финансируемых из-за рубежа. И тогда мы сможем понять, как мало Российская Федерация дает нашим общественным организациям средств и возможностей для развития подлинной, настоящей патриотической деятельности", - отметил Шингаркин.
Он отметил, что "Единая Россия" также, как и НКО, получает иностранные гранты, текут зарубежные деньги и в российские министерства, поэтому табличку с надписью "здесь сидят иностранные агенты" можно повесить и на Белый дом, и на Кремль, но на Кремль – "временно, это временная резиденция иностранных агентов".
Пономарев посоветовал авторам законопроекта внимательнее прочесть соответствующее американское законодательство, "коль скоро вы его копируете". В частности, американское определение foreign agent звучит в США как "другой представитель", у нас же – как шпион. Кроме того, "другим представителем" организация будет, даже зарегистрировав филиал в соседнем штате.
"А что вы будете делать с пожертвованиями прихожан, которые платят Русской православной церкви и зарубежной, между прочим, потому что было слияние?", – поинтересовался Пономарев.
7 июля, 2012