Верховный суд России признал законным право авиакомпаний отказывать в перевозке пассажиров в инвалидных креслах в случае, если на воздушном судне отсутствуют необходимые для этого условия. Что думают об этом правозащитники, инвалиды и сами авиакомпании, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Ткачук. Поводом для судебного разбирательства послужил иск общества защиты прав потребителей "Общественный контроль в действии", которое оспаривало пункт приказа Минтранса от 2007 года. В документе, в частности, говорится, что перевозчик вправе отказаться брать на борт пассажиров в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров. По мнению первого зампреда думского комитета по вопросам собственности Валерия Селезнева, этим решением Верховный суд позволяет авиакомпаниям и дальше ничего не делать для предоставления инвалидам всех необходимых условий для полетов: "ВС, на мой взгляд, должен был вынести это постановление с оговоркой. Потому что, если он берет на себя ответственность в текущем моменте выносить такого рода решения, то это тревожный очень сигнал. Потому что это развязывает руки авиакомпаниям не делать ничего". А надо было бы наоборот обязать всех российских авиаперевозчиков во всех самолетах оборудовать места для инвалидов, считает директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: "В данной ситуации ВС действовал по формальному признаку и опирался на данный архаичный и неэтичный приказ. Я считаю, что данный приказ должен быть пересмотрен, и наоборот введены специальные требования для российских авиаперевозчиков - каждая авиакомпания обязана принять на борт человека с ограниченными возможностями и обеспечить его всеми необходимыми условиями". Сами авиаперевозчики уверяют, что они уже сейчас делают все возможное для принятия инвалидов на борт. Например, в "Трансаэро" на определенных типах самолетов есть даже специальные кровати, говорит представитель авиакомпании Сергей Быхал: "Поскольку мы сами одни из разработчиков всей этой стратегии, то есть мы можем отказать инвалиду, только если человек совсем нетранспортабельный, потому что у нас есть все условия для перевозки. Есть специальные кресла-каталки для инвалидов на борту. Есть даже специальная кровать, которая может ставиться". Похоже, что подобные кровати скоро появятся во всех российских авиакомпаниях. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, говорит депутат Владимир Крупенников. Кстати, именно его с группой инвалидов в начале октября не пустили на борт компании Air Berlin. Тогда на этот инцидент отреагировал даже российский МИД, назвавший отказ пустить на борт инвалидов грубым нарушением прав человека: "Буквально недавно ГД в первом чтении приняла поправки в Воздушный кодекс, которые обязывают и авиаперевозчиков и аэропорты оказывать ряд услуг для инвалидов, в том числе иметь необходимые технические средства для посадки и высадки пассажиров, предоставлять коляски и иметь обученный персонал. Самое главное, что в этих поправках говорится о том, что в случае отсутствия техсредств для перевозки, все равно это не является причиной для отказа, и не допускается отказ в перевозке". Единственное, что пока остается, это необходимость уведомить аэропорт и авиакомпанию о своем физическом состоянии за 48 часов до вылета. Но и эту норму закона депутаты хотят отменить. - сообщают "Вести ФМ"
14 ноября, 2012