Все началось в Саламанке
В 1994 году на всемирной конференции в Испании была принята Саламанкская декларация, согласно которой все имеют право получить образование. Одна из основных ее целей - создание «школ для всех».
Россия в стороне от мирового сообщества не осталась и идет в том же направлении, приняв государственную программу «Доступная среда». Рассчитана она на 2011-2015 годы и подразумевает создание в субъектах РФ учреждений общего образования, то есть таких школ, где совместно будут обучаться дети с нарушениями развития и без них.
Федеральные деньги на эту цель выделяются, но то, как будет реализовываться программа, решать самим регионам. Местные правительства составляют план мер по созданию «школ для всех». В Туве такая работа началась. И уже определены те учебные заведения, где будет создана «доступная среда» - это школа №4 в Кызыле и №3 в Ак-Довураке.
«Сегодня мы не можем сразу во всех школах реализовать эту программу, - объясняет Светлана Монгуш, начальник Отдела общего образования.- Мы отобрали два образовательных учреждения, на базе которых создаем нужные условия. Впоследствии нужно сделать так, чтобы в каждом микрорайоне была такая доступная среда».
Есть «нерешенности»
Конечно, дети-инвалиды не были полностью обделены вниманием. В школах создавались коррекционные классы. С теми, кто не мог посещать уроки, обучение проходило на дому. Но это была интеграция детей с ограниченными возможностями, отдельное обучение ребенка. А сейчас речь идет об инклюзии, а это уже совсем другой процесс.
Инклюзивное обучение, как раз и есть основной принцип «школ для всех». Он означает включение в обычный класс детей с нарушениями развития. И здесь есть два проблемных момента. Первый - все ли родители будут согласны с таким нововведением?
И второй - кадровый вопрос. Сегодня в некоторых школах не хватает учителей. А дети-инвалиды - тот контингент учащихся, которому нужно уделять особое внимание. Возможно, для этого школам потребуются сопровождающие педагоги - тьюторы, которые будут работать с конкретным ребенком индивидуально по программе, составленной именно для этого ученика. Вопрос - где их взять в условиях кадрового дефицита?
Старт программы
Несмотря на некоторые нерешенные вопросы, программа «Доступная среда» в республике потихоньку стартовала. Естественно, она должна начинаться уже со входа в дом знаний - пандусы есть в 4-ой школе, будут в 15-ой и первой. В рамках этой программы планируется и закупка рабочих мест ученика с ограниченными возможностями - отдельной парты - и приобретение другого оборудования - специальных компьютеров для слабовидящих детей, обучающих систем для слабослышащих и другое.
На закупку и строительство всего необходимого выделяются деньги из федерального и местного бюджета в общей сложности более 5 миллионов рублей. Эти средства поделят между двумя школами - в Кызыле и Ак-Довураке.
Перед зачислением в классы дети будут проходить процедуру психолого-медико-педагогической комиссии. Им определят образовательный маршрут, по которому они будут получать знания. Но не всем детям-инвалидам разрешат проходить инклюзивное обучение. Например, тем, у кого интеллектуальная недостаточность, сопровождающаяся неконтролируемым нарушением поведения, не позволят учиться в обычных школах. Специалисты говорят, что нет списка заболеваний, по которому будут отсеивать претендентов на место в классе. Все очень индивидуально - в расчет возьмут особенности каждого ребенка.
До «финиша» далеко
Одна из главных проблем - в том, как попытаться изменить понимание людей. Как объяснить некоторым родителям, что ребенок-инвалид не будет задерживать весь остальной класс при изучении новой темы? Как сделать так, чтобы одноклассники не смеялись и не издевались над отличающимся от них сверстником? А ведь они будут его, как минимум, «подкалывать» - это еще в лучшем случае. Они же дети.
Вопросов много. И ответить на них предстоит, прежде всего,тем, кто работает над «Доступной средой» - специалистам Министерства образования и мэрии города.
«Мы должны будем приблизиться к такому пониманию, что если в микрорайоне есть ребенок с ограниченными возможностями - он сядет в обычный класс и будет учиться», - говорит заведующая психолого-медико-педагогической комиссии Департамента по образованию Кызыла Ольга Чащухина.
Условия для этого создадут, можно не сомневаться. А вот ответ на вопрос, не станет ли ребенок-инвалид вновь изгоем, только уже в стенах класса, будет получен только на практике.
http://plusinform.ru/main/3977-shkola-dlya-vseh-detiinvalidy-ne-isklyuchenie.html
5 сентября, 2012