По словам Виктора Садовничего, ректора МГУ, вначале проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства. "А слишком большое количество декларативных норм может любой закон "провалить" - так комментировал ректор первый вариант.
За три года проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете. На специальный сайт поступило 11 тысяч комментариев. После слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. А потом споры снова продолжились. В итоге даже на первом и втором чтениях в Госдуме закон значительно дорабатывался. По словам председателя Комитета Госдумы по образованию Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных сообщений.
Бурные дискуссии в свое время развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования. По словам члена Комитета по образованию Григория Балыхина, в Думе шли очень острые споры - быть или нет ПТУ. В итоге начальное профобразование включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Во время обсуждения законопроекта были внесены многие поправки и устранены неточности. Например, в законе появилось понятие "семейное образование". Большой блок связан с художественным и музыкальным образованием.
В России исторически сложилось так, что некоторые творческие учебные заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование. В эти учебные заведения детей отбирают по особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные предметы - русский, математику, историю, биологию, но и профессиональные дисциплины. Поначалу проект закона "Об образовании в РФ" не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый ряд училищ выпадал из законодательного поля.
Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.
Еще важная деталь: в законе "Об образовании в РФ" есть понятие "безопасность школьной среды". В последние годы в школах резко выросло число несчастных случаев. При этом предъявить претензии родители не могли - не существовало никаких регламентирующих документов. Директорам в таких ситуациях приходилось заполнять документы образца 1990 года с аббревиатурой СССР. Сейчас в законе все детали прописаны.
По закону дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.
А для детей с ограниченными возможностями здоровья будут созданы такие учебные заведения, где они "без дискриминации" смогут получить качественное образование. Отдельным пунктом в законе прописано понятие "инклюзивного образования".
По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных учеников. В Москве, к примеру, такой норматив уже заложен в бюджете. На одного "особого" ученика школы с инклюзией отпускается от 240 до 360 тысяч рублей в год в зависимости от диагноза. И эти средства позволяют успешно интегрировать не вполне здоровых детей.
В законе прописан высокий социальный статус учителя и сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых тоже было много споров. Кроме того, педагогам гарантировано, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона.
В отличие от прежних нормативных актов, в новом законе есть понятие "конфликт интересов педагога". И разъясняется, что это значит: заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников.
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Четко прописано, что считается местом учебы для тех, кто получает знания через Интернет.
Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Закон закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. Но это право может быть и у некоторых других вузов.
Есть новости для абитуриентов: с будущего года изменятся правила поступления в вузы. Основной льготой у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, станет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.
Что принципиально нового появится в российском образовании после принятия Закона "Об образовании в РФ"
В школе:
В колледжах, техникумах:
В вузах:
http://www.rg.ru/2013/01/10/zakon.html
10 января, 2013