Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

С 1 сентября 2016 года во всех школах страны будет внедрён новый федеральный образовательный стандарт. Согласно ему учиться в обычный класс могут прий­ти дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и ни одна школа не имеет права отказать такому ребёнку. Эти нововведения обсуждались 19 и 20 мая на Всероссийском психолого-педагогическом форуме «Доступное образование – доступная страна» в Уральском государственном педагогическом университете.

Кстати

Для екатеринбургской гимназии №47 инклюзивное образование уже давно не новинка. Ещё в 2011 году учебное заведение победило в конкурсе проектов на организацию доступной среды в школе и получило 2,5 миллиона рублей. Деньги потратили на пандусы, подъёмное устройство, зал лечебной гимнастики, кабинет сенсорики и психологической разгрузки. После такого перевооружения в школе появились первые ученики с ограниченными возможностями здоровья.

С начального звена

В Свердловской области новый образовательный стандарт начали вводить ещё с 2014 года в экспериментальном порядке, поэтому в некоторых школах уже принимают на обучение детей с ОВЗ.

– Но работы ещё много. У нас всего 29 процентов школ участвовали в программе «Доступная среда» – это 323 учебных заведения. Из них лишь в 116 школах созданы базовые условия для инклюзивного образования. Но мы организовали семь областных психолого-медико-педагогических комиссий, которые помогают решать вопросы по поводу необходимости адаптивных программ для того или иного ребёнка, – прокомментировал Юрий Биктуганов, министр общего и профессионального образования Свердловской области.

Пока изменения коснутся только начальной школы, но уже разрабатываются стандарты инклюзивного обучения для среднего и высшего звена.

– Среди записанных в первый класс детей с ОВЗ пока нет. Но на протяжении всего нынешнего учебного года наши педагоги ходили на семинары, организованные областной психолого-медико-педагогической комиссией: готовились к работе с особенными детьми. Сейчас у нас в начальной школе уже учатся два ребёнка с задержкой в развитии. Для одного ребёнка выстроена индивидуальная программа обучения на дому, а второй учится в обычном классе, – рассказала Елена Кожевникова, заместитель директора школы № 1 в Серове.

Для детей с задержками в развитии, как и для ребят с ОВЗ, педагогам теперь необходимо прописывать отдельные программы, использовать больше дополнительного материала, например, карточек, рисунков, и на самом уроке уделять им особое внимание. Это, конечно, усложняет задачу учителю. Тем не менее они согласны, что такие изменения необходимы.

– Обучение в среде обычных детей поможет им развиваться, социализироваться. Кроме того, это очень важно и для родителей таких детей: понимать, что твой ребёнок неущербный, он отличается, но так же, как и остальные дети, может учиться и общаться, – сказала Елена Соколова, руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов школы № 7 Красноуфимска.

А как в вузе?

Несмотря на то, что стандарты для высших учебных заведений пока ещё дорабатываются, приказы министерства образования регулируют создание условий для инклюзивного обучения и в вузах. Например, должна быть обеспечена возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, сопровождение инвалидов, имеющих нарушение функции зрения, наличие технических средств, позволяющих разным группам инвалидов воспринимать информацию, и, конечно, подходящая образовательная программа.

Одним из уральских вузов, активно занимающихся вопросами инклюзивного образования, является УрГПУ. На сегодняшний день в педагогическом университете учится около 20 человек с ОВЗ.

– Под них мы выстраиваем отдельный маршрут, чтобы какой-то объём работы они могли выполнять дома в рамках дистанционного обучения, а на некоторые занятия приезжать, – рассказала Светлана Минюрова, проректор по учебной работе УрГПУ.

Выбор за родителями

По словам Светланы Алёхиной, директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета и одной из главных гостей форума, вопрос доступности – неоднозначен, и внедрение новых стандартов должно быть постепенным. То же прописано и в двух приказах Министерства образования и науки РФ (№ 1399 и № 1309), определяющих основные критерии, по которым будет оцениваться готовность школ принять у себя детей с ОВЗ.

– Согласно этим документам мы сегодня должны учитывать и архитектурную доступность зданий, и навигацию внутри помещения, и социальную доступность, а самое главное – доступность самого образования, то есть речь идёт о методиках и программах. Быстро это сделать невозможно. Поэтому время у нас есть: все государственные образовательные учреждения должны стать доступными для инвалидов до 2030 года, но начинать заниматься этим необходимо уже сегодня, – пояснила Светлана Алёхина.

Однако это не означает, что исчезнут коррекционные школы. Просто у родителей теперь появится выбор – отдать ребёнка в обычное или специализированное учебное заведение, ориентируясь на оценку и рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий. Проблемы со здоровьем могут быть самые разные – слабое зрение, отсутствие слуха, невозможность самостоятельного передвижения, задержка в развитии. Поэтому специалистам сейчас важно увидеть отклик аудитории и понять, под каких детей, какие образовательные программы следует разрабатывать.

Весь мир развивает идею инклюзии уже давно, Россия же пока немного отстаёт. Англичане, например, ещё в 80-е годы изменили образовательную систему, уравняв права на обучение людей с ограниченными возможностями здоровья и обычных. В нашей стране только в конце 2009 года была принята государственная программа «Доступная среда», а в 2013 году федеральным законом «Об образовании в РФ» наконец было закреплено понятие «инклюзивное образование».

Свердловская область почти сразу включилась в этот процесс – с 2011 по 2015 год на создание необходимых технических условий для инвалидов в школах области было потрачено 180 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов. В 2016-м на эти цели в общей сложности выделено 73 миллиона рублей.

Татьяна Соколова 


http://www.oblgazeta.ru/society/28732/

26 мая, 2016