Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Инклюзивное образование в Армении - реально и не за горами...

Инклюзивное образование в Армении - реально и не за горами... 

 

В Армении официально зарегистрированы 8000 детей-инвалидов, что составляет 1% от общего числа детей. Однако цифра эта, может, и неточна, с учетом того, что международный ожидаемый показатель по детской инвалидности составляет порядка 2,5%.

“Вполне вероятно, что в Армении может быть около 12 тысяч детей-инвалидов, статус которых по различным причинам не подтвержден”, — заявила руководитель образовательных программ армянского офиса Детского фонда ООН (UNICEF) Мери Погосян на состоявшейся на днях в Ереване конференции “Доступность услуг в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты для детей с инвалидностью в Армении”. Она считает, что в большинстве случаев семьи таких детей сами не желают обращаться за получением статуса инвалидности для ребенка.

На конференции прозвучал доклад UNICEF по результатам исследований ситуации в данной сфере, проведенных среди 5707 детей, из которых 5322 находятся под опекой родителей, а 385 — в детских домах. Результаты показали, что 70% находящихся под родительской опекой детей-инвалидов посещают общеобразовательные школы, из них процент детей с интеллектуальной инвалидностью и проблемами со слухом составляет значительно ниже — 48% и 56% соответственно.

В столице ситуация с посещением школ детьми-инвалидами значительно лучше, чем в районах. В селах каждый четвертый ребенок с инвалидностью не посещает школу в основном из-за неадаптированности к среде. Руководитель образовательных программ подчеркнула, что в Армении предпринимаются серьезные шаги для развития инклюзивного общедоступного образования для детей с особыми потребностями.

“Наша цель — чтобы дети посещали обычные общеобразовательные школы и интегрировались в общество. Для этого необходимо, чтобы школы адаптировались к детям, а не наоборот”, — заявила Мери Погосян, затронувшая также вопрос образования детей-инвалидов в детских домах. По ее словам, если среди детей-инвалидов, живущих со своими родителями, только 18% не посещают школы, то в детских домах их почти 72%.

По поводу услуг здравоохранения Мери Погосян отметила, что около 80% детей ими пользуются, однако прибегающих к услугам реабилитации лишь 27%. “Многие даже не осведомлены о них”.

В ходе конференции министр труда и по социальным вопросам Артем Асатрян отметил, что правительство Армении взяло на себя обязательства по обеспечению полноценных и равных прав человека и основных свобод для инвалидов в рамках конвенции ООН “О правах людей с инвалидностью”. Он также заметил, что каждая область республики имеет свои специфические проблемы детей, зависящие от развития данного населенного пункта. “Людей с инвалидностью необходимо поддерживать с раннего детства так, чтобы они имели возможность реализовать свой потенциал и стать полноценными членами общества. Мы разделяем видение UNICEF по формированию инклюзивного общества и готовы сотрудничать с международным сообществом и структурами гражданского общества для претворения в жизнь этого видения”, — подчеркнул министр.

Тем не менее представитель офиса UNICEF Мани Генриетта Аренс высоко оценила зафиксированный прогресс в сфере социальной защиты детей-инвалидов. Она отметила, что благодаря реализованным программам из года в год все больше их интегрируется в общество.

Участники конференции также отметили, что в Армении постепенно внедряется инклюзивное образование. Директор ереванской школы N 168 имени Католикоса Всех Армян Вазгена Первого Сона Галстян отметила, что в количественном плане с поступлением в школу с инклюзивным образованием существуют определенные ограничения. По ее словам, в каждом классе общеобразовательных школ могут быть приняты на обучение до двух детей с инвалидностью.

“В третьих классах в нашей школе мы имеем десять детей-инвалидов, которых распределили по параллельным классам, чтобы и учителям было несложно с ними работать, и детям”, — констатирует Сона Галстян. По ее словам, составляя план на урок, учителя учитывают и детей с инвалидностью для того, чтобы попытаться передать этим детям минимальные знания в соответствии с их способностями.

Сона Галстян также добавила, что ни в коем случае нельзя допускать создания отдельного класса для детей-инвалидов, пусть даже в общеобразовательной школе. По ее словам, эти дети сразу почувствуют отстраненность от общества, у них будет развиваться комплекс неполноценности. “Нашу школу посещает ребенок на коляске, сидит в обычном классе с обычными детьми. Вы бы видели, как его одноклассники заботятся о нем. Именно в таких ситуациях в детях развивается забота о ближнем”, — заметила директор школы, добавив, что на сегодняшний день здания отечественных школ не адаптированы к потребностям детей-инвалидов, на что надо обратить серьезное внимание.

Руководитель программ дневного центра “Арегак” по уходу за детьми-инвалидами города Гюмри Армен Мартиросян рассказал, что центр посещают до 30 детей в возрасте от 5 до 15 лет, которые занимаются разными видами терапий, с детьми также занимаются логопед, психолог, специальные педагоги.

По его словам, некоторые воспитанники центра посещают общеобразовательную школу. “Однако, насколько мне известно, во многих случаях это мешает проведению урока в нормальном режиме, поскольку есть дети, которые активны, не могут усидеть на месте, привлекают к себе внимание остальных”, — констатирует Армен Мартиросян.

По его мнению, учителя в школах пока не готовы к присутствию в классе проблемного ребенка. А для того чтобы они смогли контролировать ситуацию, необходимо, чтобы они прошли переподготовку. “Система еще только внедряется и подлежит доработке”, — подчеркнул он.

Несмотря на проблемы с опорно-двигательной системой, 18-летние сестры-близнецы Рузанна и Сюзанна из села Кохб Тавушской области по инициативе своих родителей начали посещать школу. Сестры рассказывают, что с самого начала они чувствовали разницу между ними и их сверстниками, но со временем смогли преодолеть свой страх. “Учась в школе, мы почувствовали себя полноценными, нам все больше теперь хочется находиться среди людей, в обществе и принимать участие в разных мероприятиях. Постепенно наше окружение перестало нас жалеть и сторониться. Наоборот, теперь люди в нас ценят прежде всего человека и наши способности”, — говорят они.

 

 

 

http://www.nv.am/obshestvo/22958?task=view

20 октября, 2012