Развернувшиеся в свое время дискуссии «внедрять или не внедрять» инклюзивное образование в общеобразовательные школы выявили немало как сторонников, так и противников, аргументировавших свои доводы сложной спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями, их слабыми способностями к учебе и, самое главное, непростым процессом адаптации с обычными детьми, которые, как правило, допускают насмешки, грубость по отношению к своим сверстникам–инвалидам. Опытные же педагоги–практики считали инклюзивное образование «учебной терапией», с помощью которой ученикам–инвалидам легче существовать в обществе, находить применение своим знаниям.
В гимназии №4 г.Махачкалы инклюзивное образование существует более четырех лет. Впервые специализированные классы для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы создавались при поддержке детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» на Северном Кавказе при содействии Министерства образования и науки РД и главы администрации г.Махачкалы Саида Амирова. -В первый год работы начал функционировать один класс, и всего было зачислено пять учащихся. В последующие годы было открыто еще два класса. А уже сегодня в специализированных классах обучаются 22 ученика. Это учащиеся первого, второго и третьего классов, - рассказывает Валентина Пономарева, председатель школьного методического объединения спецклассов. По мнению педагогов, трудности возникли уже в первый год обучения. Дети-инвалиды были замкнуты и не уверены в себе. А у педагогов не было опыта работы с детьми с ограниченными возможностями. Пришлось искать в интернете современные методики, применяя их в практической деятельности. Сегодня уже можно гордиться достигнутыми результатами и утверждать, что дети с ограниченными возможностями здоровья - полноценные члены общества, которые на равных обучаются со своими сверстниками.
В третьем классе, где всего пять учеников, проходит урок математики. Ислам у доски выполняет арифметические действия. Классный руководитель Людмила Налбадян указывает на ошибку, приводит пример для полного закрепления темы. И если не замечать, что ребенок- инвалид, складывается впечатление, что идет обычный урок. Программа в специализированных классах та же, что и в обычной школе, только здесь для каждого ученика разработан индивидуальный план проведения урока. За каждым специализированным классом закреплен воспитатель. Без него на уроке не обойтись. Он же помогает ребятам пройти в столовую или в комнату отдыха…
На уроке физкультуры у каждого ученика определенная нагрузка в зависимости от его физического развития. А для школьников, передвигающихся с помощью инвалидного кресла, разработаны специальные программы в виде адаптивной физкультуры, есть тьюторы по сопровождению, специально оборудованные компьютерные места. В каждом образовательном учреждении, где практикуется инклюзивное обучение, помимо учителей и воспитателей работают дефектолог, логопед, социальный педагог, психолог, имеющие соответствующее образование, которые всегда смогут оказать индивидуальную помощь ребенку, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, работающему с группой. Интеграция детей-инвалидов происходит на совместных внеклассных мероприятиях, прогулках, праздниках, экскурсиях. Часто ребята посещают музеи, а недавно участвовали в общешкольном празднике, посвященном Дню птиц.
Для «особенных» детей при школе создан театр, к которому ученики относятся с особой ответственностью. По мнению педагога, театр просто необходим школе. Он помогает воссоздать ребенку картину мира, развивает образное мышление, дает возможность проявить творческие способности. Огромное желание особенных детей быть понятыми и принятыми среди обычных сверстников прибавляет стимула в работе педагогов. Но, по их убеждению, вопрос об инклюзивном образовании подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию специализированных программ. В этом смысле опыт школы с инклюзивным образованием можно назвать показательным. Его нужно изучать для того, чтобы в дальнейшем учесть все тонкости внедрения инклюзивного образования. Необходимы также создание современных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями и рекомендации от методических служб. Все эти меры позволят создать условия для гармоничного развития, интеграции в обществе, где они смогут полноценно реализовать себя.
http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=22948
9 апреля, 2012