В прошлых выпусках «МК в Нижнем» мы рассказывали о проблемах, связанных с реабилитацией инвалидов. Практика показывает, что камнем преткновения в этом непростом процессе является финансирование. Именно от количества денег у реабилитанта зависит, какой у него будет протез и как скоро он сможет адаптироваться к нормальной жизни. А еще люди с ограниченными возможностями сильно зависят от Фонда социального страхования (ФСС), который эти средства выделяет. Последние данные из этого ведомства на фоне рассказов инвалидов, мягко говоря, удивляют.
Среди лидеров по стране
В настоящий момент в РФ действуют два способа обеспечения инвалидов средствами реабилитации. В одних регионах этим занимается субъект федерации, в других – отделение Фонда социального страхования. По словам управляющего нижегородским региональным отделением ФСС Андрея Кузнецова, средний процент выполнения заявок от инвалидов в регионе в 2011 году составил 94 процента.
- С 2005 года мы обеспечиваем инвалидов необходимыми средствами реабилитации: колясками, протезами и т.д., – поведал г-н Кузнецов. - В прошлом году к нам обратилось 94 тысячи человек. И средний процент выполнения заявок составил 94 процента. Почему не 100? Есть технологические моменты: люди, которые обратились в конце декабря, не могут сразу получить все необходимое. Технология обеспечения техническими средствами следующая: инвалид обращается в бюро медико-социальной экспертизы, оформляет индивидуальную программу реабилитации, где указываются конкретные технические средства. После этого он обращается уже к нам, и ему все доставляется по месту жительства.
В этом году закуплено различных средств реабилитации уже на 270 млн рублей. По прогнозам, всего потребуется около 450 млн. Уже более 50 тысяч инвалидов обратилось к нам за средствами реабилитации. По проценту выполнения заявок - у нас он, напомню, почти стопроцентный - мы являемся одним из ведущих регионов в стране. Проблема в том, что денежные средства из бюджета приходят не разом, а порциями. Мы пытаемся подстраиваться и обеспечивать людей в первую очередь самым необходимым.
Так же г-н Кузнецов привел конкретный пример с приобретением подгузников. Централизованно проводится конкурс на их приобретение, закупаются оптом у компании, предложившей лучшие условия, и потом подгузники раздаются нуждающимся бесплатно. Но кто-то из инвалидов говорит, что эта марка им не нравится, и хочется другую.
- В этом случае мы предлагаем людям купить то, что они считают нужным, и предоставить нам документы. Мы им компенсируем расходы исходя из цены по государственным контрактам, - уверяет чиновник.
«Обещалки» и «выполнялки»
Между тем, в редакцию чуть ли не еженедельно приходят жалобы от инвалидов, что в ФСС им что-то недодали. Конкретный пример. 35-летний инвалид-колясочник Юрий Заруцкий. У него с ФСС более чем «трепетные» отношения. В первую очередь потому, что каждый раз ему приходится с боем (вплоть до привлечения прокуратуры и суда) выбирать положенное ему по закону. Из-за подобных дрязг Юрий окончательно расстался со стеснительностью и открыто говорит о своих физиологических особенностях.
- С 2005 года я прохожу индивидуальную программу реабилитации, - рассказывает Юрий. - Согласно этой программе, мне обязаны выдавать в месяц по 30 штук уропрезервативов с дневными и ночными мешками по сборке выделяемой непроизвольно мочи.
Далее Заруцкий приводит статистику «обещалок» и «выполнялок»:
- В 2008 году мне должны были выдавать в квартал по 18 пакетов мочеприемников (используются вместе с уропрезервативами. – Ред.), на самом деле выдавалось по 12 пакетов. А в зимние месяцы мне недодали 90 уропрезервативов и 18 пакетов мочеприемников.
В 2009-м вместо 18 пакетов мочеприемников в квартал на самом деле выдавали также по 12 пакетов. А в зимние месяцы выданы 90 уропрезервативов и ни одного мочеприемника.
В 2010 году мне выдали 90 уропрезервативов и 12 пакетов мочеприемников (вместо положенных 15). В феврале 2011-го мне не выдали ничего, не объяснив причин. Сказали, явиться в апреле. Придя в начале мая в соцстрах, я смог лишь записаться в очередь для получения необходимых препаратов на 18 августа.
Кстати
Новая инвалидная коляска молодому мужчине досталась тоже непросто. Как вспоминает Юрий, чиновники несколько раз гоняли его исправлять по мелочам карту реабилитации, когда можно было внести все правки за один раз. Учитывая, какие «марш-броски» приходилось делать Юрию на коляске, подобные хождения сильно развили мускулатуру, но сильно подпортили нервную систему 35-летнему мужчине. В итоге, пока “доводил до ума“ все бумаги, в очереди он оказался вторым, и ему сообщили, что он может вообще не получить коляску, так как в них нуждается много народу, а у него какая-никакая уже есть. Но в конечном итоге новую коляску все же выдали.
“Просто скандальный товарищ“
Юрий Заруцкий приводит другие особенности «плодотворного сотрудничества» инвалидов с Фондом соцстраха. Впоследствии его «апрельские тезисы» легли в основу жалобы в прокуратуру.
- До ФСС дозвониться невозможно, а сами сотрудники не звонят, - продолжает Юрий. - Со слов работников филиала, есть дежурный. Но до него невозможно дозвониться. Надо приложить максимум усилий: то телефон занят, то не берут трубку. А в приемные дни звонить бесполезно. Выход один - ехать самому в филиал.
Чтобы выписать документы на получение мочеприемного устройства в комплекте, необходимо затратить не менее двух рабочих дней. И весь день простоять в очереди на получение. Ни одно здание не имеет приспособлений для инвалидов: ни пандусов, ни подъемников. Попасть инвалидам на прием к специалистам практически невозможно. Сама заведующая игнорирует посетителей, несмотря на то, что она находится в одном кабинете со всеми своими сотрудниками.
При предъявлении доверенности требуют паспорт инвалида, а если его нет, пришедший с доверенностью не обслуживается.
Заруцкий вспоминает, как в мае-июне прошлого года проходила прокурорская проверка филиала ФСС на улице Мануфактурной. На время проверки в график работы был внесен дополнительный день приема, который ранее по непонятным причинам был отменен. Но только закончилась проверка, и тут же все вернулось на круги своя.
Но вернемся к средствам реабилитации.
- Начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Ирина Чепурилина сказала, чтобы я оставил свои полные координаты, и меня будут оповещать о доставке. По телефону - тишина полнейшая! – говорит Заруцкий. - Вероятно, выдача памперсов и мочеприемников возможна только через суд. А когда приходишь в суд, то филиалом предоставляется справка об отсутствии задолженности перед инвалидом. Создается ненужная нервотрепка в получении приспособлений по уходу: то ли сам инвалид богу душу отдаст, то ли его родственники.
Начальник отдела обеспечения Ирина Чепурилина заявила нашему корреспонденту, что задолженность перед Заруцким они уже погасили.
- На тот момент был дефицит бюджетных средств, и мы не могли обеспечить его всем необходимым, - признала женщина. - Таких случаев очень много. Люди ждут, терпят… Но Заруцкий – просто скандальный товарищ. Он хочет получить деньги, не предоставив никаких расходных документов.
Но самое интересное не в этом, а в том, по какой причине суд отказал Заруцкому в иске к ФСС.
- Когда мое дело дошло до суда, в соцстрахе предложили мне некоторое количество средств - часть от тех, которые я требовал компенсировать. Я, конечно, согласился - это лучше, чем ничего, - вспоминает Юрий. – Но суд отказал мне с такой забавной формулировкой "в то время как в указанных технических средствах реабилитации в настоящее время могут также нуждаться и другие инвалиды". Посмотреть бы на этих мифических инвалидов!
ФСС за этот год не выдавал мне средств реабилитации, и это повод для нового обращения в суд, чем я и намерен заняться.
http://nn.mk.ru/article/2012/08/08/734799-invalid-protiv-sotsstraha.html
8 августа, 2012