Для москвичей с ограниченной мобильностью разработают программу, позволяющую точно определять местоположение и прокладывать оптимальный маршрут
Столичные власти одобрили идею создания системы ориентирования для людей с ограниченными возможностями здоровья, основанной на спутниковой навигации, сообщил «Известиям» и.о. руководителя департамента социальной защиты населения Владимир Петросян. С соответствующим предложением выступил национальный благотворительный фонд «Город без барьеров». Система, которую предполагается выпустить в виде приложения для смартфона, должна с точностью до 10 см определить месторасположение человека и проработать для него оптимальный маршрут передвижения с минимумом препятствий. Разработка навигационной системы обойдется примерно в 5 млн рублей.
Как рассказал вице-президент «Города без барьеров» Сергей Чистый, организация намерена представить проект навигационной системы для инвалидов городским властям уже в августе. По его словам, она позволит определять положение человека с точностью до 10 см, тогда как, к примеру, сервис Google Maps обладает точностью наведения 0,5 м.
— В целях безопасности подобная точность установления местонахождения человека запрещена, однако сделать исключение для конкретной социальной группы возможно, — уточнил Чистый. — Инвалидам эта система способна заменить собаку-поводыря, к тому же ею будет удобно пользоваться и обычным людям.
По словам эксперта, программа будет работать на базе системы ГЛОНАСС, а ее создание планируется поручить отечественным специалистам совместно с коллегами из Берлина. Аналогичные сервисы уже активно применяются во многих европейских столицах, в частности в Берлине, Амстердаме и Вене.
— В программе будут прописаны несколько тысяч маршрутов с учетом разных физических возможностей пользователей, — рассказал Чистый. — Путь будет формироваться с указанием светофоров, переходов, столбов, существующих дорожных неровностей, что позволит безопасно добраться до нужного места человеку с любыми ограниченными возможностями. Система голосовой навигации будет разработана в качестве приложения для смартфонов.
Чистый добавил, что ежегодно 40% элементов безбарьерной городской среды, включая тактильную плитку и специальные съезды на проезжую часть, требуют замены. Их ремонт, по словам эксперта, обходится городскому бюджету примерно 15 млн рублей за 1 га земли. Тогда как разработка навигационной системы обойдется примерно в 5 млн рублей, добавил Чистый.
Социальный психолог Наталья Варская уверена, что разработка подобной системы поможет людям с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее и свободнее в городских условиях.
— Даже небольшая забота об инвалидах благотворно сказывается на их психологическом состоянии, когда же речь идет о таких масштабных проектах, то для них это особенно важно, — сказала она.
Однако член Независимого совета по правам человека, инвалид-колясочник Ирина Ясина считает создание специальной системы GPS-навигации дорогостоящей и преждевременной мерой, не способной решить существующие проблемы.
— В городе инвалиду-колясочнику невозможно передвигаться без посторонней помощи: существующие пандусы, зачастую сделанные не по ГОСТу, не дают возможности полноценного самостоятельного перемещения, — отметила она.
По словам Ясиной, в первую очередь необходимо «решить проблему наличия больших зазоров между пандусом и тротуаром и установленных под углом 45 градусов рельсов». Это опасно, потому что при подъеме центр тяжести смещается и коляска теряет равновесие, добавила эксперт.
Заслуженный архитектор России Сергей Ткаченко считает, что при составлении программы учесть все особенности московских улиц не удастся.
— Необходимо усовершенствовать существующую городскую поверхность, по которой инвалиды будут передвигаться согласно указаниям навигатора, — сказал Ткаченко. — Даже если слепой человек идет, ориентируясь на тактильную плитку, то шанс, свернув с нее, попасть под машину очень велик.
По мнению Ткаченко, будущий проект будет полезен для молодых людей, хорошо знакомых с современными технологиями.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что необходимости в разработке собственной навигационной системы для инвалидов нет.
— На рынке существует большой выбор уже готовых навигационных программ, которыми могут пользоваться инвалиды наравне с обычными людьми. Даже есть специальные сервисы для слабовидящих — например, карты на английском языке OSM for the blind, — резюмировал эксперт.
http://izvestia.ru/news/553867
18 июля, 2013