Депутат Госдумы Олег Смолин (КПРФ) подготовил проект закона о внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» в части уточнения прав инвалидов войны на получение средств реабилитации за счет федерального бюджета. Парламентарий предлагает в новой редакции закона вернуть существовавшее прежде право граждан, ставших инвалидами в результате боевых действий, на получение транспортного средства.
Недавние исследования общественных организаций, в том числе «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), показывают, что многие инвалиды испытывают проблемы с транспортной доступностью объектов услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.
По словам автора законопроекта, изменение законодательства 10-летней давности, когда с 1 января 2005 года инвалиды войны были лишены права на получение собственного ТС за счет государства, является несправедливым и незаслуженным, особенно на фоне того, что эта категория граждан стала инвалидами в результате выполнения конституционно значимых государственных функций.
Парадоксальность ситуации и в том, что при лишении инвалидов войны права на получение автомобиля это право сохранили инвалиды, получившие травмы на производстве, в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве или вследствие профессионального заболевания».
— Мы, конечно, понимаем, что экономика страны находится сейчас в непростом положении, но отчасти именно поэтому наш долг вспомнить о людях, которые рисковали собой в бою и получили увечья, изменившие их жизнь. Долг государства позаботиться сейчас об инвалидах войны хотя бы в части возвращения им права на средство передвижения, — пояснил свою инициативу Олег Смолин.
Для решения проблемы депутат предлагает изменить ФЗ «О ветеранах» и внести в п. 1 ст. 14 «Меры социальной поддержки инвалидов войны» новый подп. 17.1. Этот подпункт даст право инвалидам войны (3-й группы по медицинским показаниям) получить сертификат на приобретение ТС в качестве средства реабилитации, денежный эквивалент которого составляет 700 тыс. рублей. При наличии противопоказаний к вождению инвалиду войны будет предоставлено право передать управление ТС другому лицу, проживающему с инвалидом в одном населенном пункте.
В дальнейшем законопроект предлагает ежегодно индексировать стоимость сертификата исходя из инфляции.
Более того, законопроект предусматривает включение в п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» еще одного подп. 17.2. Это положение предлагает ввести право инвалида войны, получившего ТС, на выплаты денежной компенсации за бензин, ремонт, запчасти и техническое обслуживание автомобиля.
— Если взять ситуацию, когда человек в результате производственной травмы потерял ноги, то закон обязывает работодателя не только предоставить ему реабилитационные процедуры, но и ТС для дальнейшего передвижения. Однако когда работодателем является государство, оно с себя эту обязанность снимает, — сказал председатель организации «Инвалиды войны» Андрей Чепурной. — У этой категории граждан нет богатых лоббистов, нет олигархов, которые могут за них заступиться, и вот уже 10 лет их права банально попираются. Эту несправедливость необходимо устранить и создать людям, рисковавшим за страну жизнью, хотя бы приемлемые условия для существования.
Согласно законопроекту, инвалид войны сможет себе позволить автомобиль до 700 тыс. рублей. Сегодня за эту сумму можно фактически купить любую модель автомобиля марки «Лада», в том числе «Приору», «Калину», «Гранта» или «Ларгус». За эти же деньги можно приобрести в базовой комплектации новый отечественный внедорожник «УАЗ Патриот».
При таком ценовом лимите инвалид сможет также позволить себе иностранные автомобили — новые бюджетные седаны Nissan Almera, Ford Fiesta Sedan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Peugeot 301, Renault Logan или Volkswagen Polo Sedan.
Центр «Народная экспертиза» ОНФ в феврале 2015 года изучил эффективность работы государственной программы «Доступная среда», направленной на адаптацию инвалидов. 80% респондентов экспертного опроса заявили, что в их населенных пунктах отсутствует общественный транспорт, адаптированный для инвалидов, или его количество является крайне недостаточным.
— Права на автомобиль инвалидов лишили уже давно, кроме производственников, и то это оплачивает не государство, а предприятие. По крайней мере предприятие должно, но не все это выполняют. В СССР была такая льгота. Инвалидам войны давали машину бесплатно, а инвалидам-производственникам со скидкой. В основном выдавали «Запорожец» и «Оку». Особенно больших очередей не было: по году, по два, — рассказала председатель Московской городской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Надежда Лобанова.
Право на персональное ТС появилось у инвалидов после Великой Отечественной войны. Однако все ранее полагавшиеся инвалидам ТС крайне сомнительно смотрелись даже на фоне «Жигулей» или «Москвича». В 1952 году в Серпухове начал выпускаться трехколесный автомобиль-мотоколяска СМЗ С-1Л, который внешне больше напоминал неудачный технический эксперимент железнодорожников. Позже появились не менее странно выглядящие СМЗ С-3А и С-3Д. Также инвалиды могли претендовать на определенные модели «Запорожца». Во время перестройки ВАЗ начал выпускать автомобиль «Ока».
23 июля, 2015