Согласно статистике, в Беларуси довольно хорошие показатели по обеспечению инвалидов колясками, весьма позитивно на бумаге выглядят и данные по доступным средствам социальной реабилитации. Между тем, многие инвалиды не удовлетворены тем, как все происходит на деле, а не на словах.
По данным Министерства труда и социальной защиты, в Беларуси обеспеченность инвалидов креслами-колясками составляет 95,5%. В январе-сентябре 2012 года кресла-коляски получили 4539 человек, сообщает БЕЛТА. За девять месяцев текущего года Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр перевыполнил план поставки инвалидных колясок на 2,2%. В целом выдано более 55,6 тыс. технических средств социальной реабилитации на сумму 59,9 млрд. рублей за счет средств республиканского и местного бюджетов.
В настоящее время на учете в центре состоит более 106 тыс. человек, нуждающихся в различных технических средствах социальной реабилитации.
В январе-сентябре текущего года на предприятии изготовлено 74 тыс. различных изделий, в том числе 21,5 тыс. пар ортопедической обуви, 28,3 тыс. различных индивидуальных средств реабилитации, 9,9 тыс. изделий лечебного протезирования, 7,9 тыс. протезных изделий, 2,1 тыс. протезов молочной железы и 3,9 тыс. лифов к ним.
По данным на 1 августа нынешнего года, на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 515,3 тыс. инвалидов, в том числе 75 тыс. инвалидов первой группы, 273,6 тыс. — второй группы, 140,9 тыс. — третьей группы, а также 25,8 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. За восемь месяцев текущего года численность инвалидов увеличилась на 6,9 тыс. человек, или на 1,4%. Удельный вес инвалидов в общей численности населения страны составляет 5,4%. Людей, передвигающихся на колясках, по разным подсчетам около 20 тысяч человек.
Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский отметил в комментарии для Naviny.by, что изготовление протезно-ортопедическим восстановительным центром утвержденной номенклатуры технических средств реабилитации является традиционно хорошим показателем. Ведь завод работает по тем заданиям, которые получает.
Другое дело — качество выпускаемой продукции: «Здесь и кроются подводные камни, из-за которых появляются претензии со стороны пользователей указанных средств. И первая проблема — инвалиды, которых обеспечивают техническими средствами, являются именно пользователями, а не потребителями. Потому в отношении качества продукции сохраняется их правовая незащищенность. Второй вопрос — система обеспечения техническими средствами. Если в отношении протезной продукции, изготавливаемой под конкретного человека, учитываются пожелания и потребности при примерках и подгонке, то с инвалидными креслами ситуация прямо противоположная. Сама система обеспечения не позволяет осуществить принцип индивидуальности».
Дроздовский подчеркнул, что в среде людей с инвалидностью устойчиво сохраняется тренд, мол, даже бэушные импортные технические средства реабилитации лучше новых отечественных. Существуют претензии и к самому перечню технических средств реабилитации, выдаваемых бесплатно или на льготных условиях. Люди считают, что скудный ассортимент предоставляемых средств не позволяет в достаточной степени обеспечивать независимое проживание.
В Беларуси инвалиды-спинальники порой и вовсе отказываются от получения колясок. Так, инвалид 1-й группы с нарушением опорно-двигательного аппарата Павел Крайний живет в старом доме в деревне Большие Лезневичи Новогрудского района. В доме коляской пользоваться он не может: места нет. А на улицу он не выходит уже давно.
Отдельный разговор — форма и процедура обеспечения указанными средствами. Так, срок их ремонта составляет от 15 дней и в течение этого времени человек не обеспечивается подменным средством. «А как можно прожить две недели без возможности передвигаться?», — задается вопросом Дроздовский. По его словам, удручает и тот факт, что предложения от организаций людей с инвалидностью по совершенствованию системы обеспечения техническими средствами из года в год на протяжении последних 10 лет практически не учитываются.
Дроздовский отметил, что также остается «проблема отсутствия оценки эффективности мер поддержки людей с инвалидностью, сохраняется подход — деятельность ради деятельности». Даже при поверхностном взгляде на описание предлагаемых реабилитационных услуг можно заметить их несоответствие (в той или иной степени) потребностям самих людей с инвалидностью, говорит он.
В качестве примера неадекватности мер по обеспечению средствами реабилитации Дроздовский привел предоставление средств гигиены. Этот, безусловно, позитивный шаг, говорит он, приветствовался сообществом людей с инвалидностью (пусть и пришлось этого добиваться около 10 лет), но конечный нормативный акт вызвал откровенно шоковую реакцию. Наконец-то нуждающимся в подгузниках памперсы выдаются, «но документ не учитывает интересы... мужчин с инвалидностью, нуждающихся в таковых средствах».
Речь идет о том, что инвалиды-колясочники предлагают включить в перечень социальных пособий, предусматривающий возмещение затрат на приобретение подгузников согласно указу президента от 19 января 2012 года № 41 «О государственной адресной социальной помощи», аналогичные подгузникам по функциональному назначению предметы — урологические катетеры, которые используют мужчины-инвалиды.
Все-таки есть разница в качестве жизни — пользоваться памперсом или катетером! Судя по всему, при разработке положения чиновники не удосужились об этом подумать, а теперь никак не внесут изменения в документ. Как отмечает Дроздовский, «диалог на протяжении более года в отношении исправления данной ситуации пока не привел к какому-либо результату».
«Стоит признать, что в целом и в среднем обеспеченность техническими средствами людей с инвалидностью в Беларуси находится на высоком (статистически) уровне. Однако качество жизни людей в большей степени зависит именно от качественных показателей обеспечения техническими средствам реабилитации, а также услугами», — подытожил Дроздовский.
http://naviny.by/rubrics/society/2012/10/30/ic_articles_116_179741/
30 октября, 2012