Президент РФ Владимир Путин 1 июня подписал указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в котором говорится о необходимости законодательного закрепления права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное дошкольное, общее и профессиональное образование. О развитии инклюзии в вузах в интервью РИА Новости рассказала генеральный секретарь Российского Союза ректоров Ольга Каширина.
- Ольга Валентиновна, что означает декларирование инклюзивного образования в президентском указе для высшей школы?
- Это означает, что создание среды, доступной для инвалидов, становится безусловным требованием к развитию вузов. С этого требования, равно как и с упомянутого указа, по сути, начинается согласование образовательных норм с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которую Россия ратифицировала в апреле текущего года.
- Но ведь в российских школах и вузах и сегодня учатся инвалиды...
- Действительно, в нашей стране традиционно уделяется внимание обучению инвалидов. Однако в большей степени это относится к общему образованию, которое сегодня инвалиды могут получить как в специализированных школах, так и инклюзивно. Государственной программой РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. предусмотрен целый комплекс мероприятий по развитию инклюзивного образования, который, правда, касается создания безбарьерной школьной среды. Что касается высшего образования, то сегодня развитие доступной среды - это, в большей части, пока инициатива и ответственность самих вузовских коллективов. Конечно, в большой мере она диктуется вузовскими традициями в этой области. Стоит вспомнить, что, например, в МГТУ имени Баумана обучение инвалидов по слуху ведется с 30-х годов прошлого века. И в свое время это было сделано на основании специального правительственного решения. Накопленный за этот период опыт Бауманки не только стал эталонным для России, но и высоко оценен ЮНЕСКО. Сегодня свои уникальные достижения в развитии доступной среды уже есть у многих вузов.
- Что побуждает вузы вести эту работу?
- Здесь играют роль два фактора. Один - вполне прагматичный. Доступная среда, или как сегодня ее все чаще называют, универсальная среда, существенно влияет на конкурентоспособность современного вуза. Вуз, закрытый для инвалидов, несет репутационные потери, утрачивает общественный авторитет и проигрывает в соревновании за абитуриента. Но главным фактором развития доступности все же является осознание вузами своей социальной миссии. Вузы воспринимают это как инструмент воспитания студентов, формирования новой модели социокультурных взаимоотношений. Именно для этого Союз ректоров в 2009 году учредил благотворительную программу интеллектуального попечительства детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления». И я могу с благодарностью отметить стремление сотен ректоров к живому участию в нашей программе.
- На что направлена эта программа?
- На поддержку образовательного и профессионального становления детей-инвалидов. Нам кажется важным донести до ребят, что мир знаний, научное творчество является для них доступным и увлекательным, что получение профессии поможет им стать активными членами общества. Совместно с вузами мы начинаем создание новых механизмов включения инвалидов в образовательный процесс, и вузовская инклюзия - наш приоритет.
- Почему Вы выступаете именно за инклюзивное высшее образование?
- Совсем недавно, 1 июня, Союз ректоров провел межвузовское онлайн-совещание по адаптации в вузах студентов-инвалидов, в котором участвовало более половины российских вузов. Так вот, участники этого совещания в своих выступлениях прямо отвечают на ваш вопрос: образовательное и профессиональное становление - это наиболее действенный способ реальной социализации инвалидов, который позволяет максимально обеспечить их самостоятельную активность. Инвалид не будет чувствовать полноту жизни, если он, даже имея социальное пособие, будет замкнут в четырех стенах. Мы много общаемся с коллегами из общественных организаций инвалидов, которые однозначно говорят о том, что инвалиду важно, будучи поддержанным на начальном этапе, получить профессию, работать, общаться со сверстниками, жить полной жизнью.
Интернет, дистанционные технологии, безусловно, позволяют расширить круг далеких знакомых, но не могут подарить радость истинной человеческой близости. Инклюзивное образование является важнейшим шагом на этом пути. К тому же, помимо психологической и социальной адаптации, оно позволяет получать более глубокие профессиональные навыки, проходить практику, взаимодействовать с будущими работодателями, то есть строить мостик к следующему жизненному этапу. Конечно, мы понимаем, что для этого должна меняться не только высшая школа, но и все общество. Ведь недостаточно дать инвалиду льготу при поступлении и создать условия для его обучения в вузе - от дома к вузу ведет дорога, полная препятствий. После вуза встает вопрос трудоустройства, и здесь работодатели должны формировать свои социальные программы. В этом направлении Союз ректоров из числа лауреатов программы «Талант преодоления», которые учатся в вузах, формирует кадровый резерв для госкорпорации «Ростехнологии», с этого года мы планируем начать такую же работу с госкорпорацией «Росатом». Мы убеждены, что в интеллектуальноемких компаниях научный потенциал инвалидов может дать очень серьезные плоды, и хотим показать это обществу. В будущем мы планируем широко взаимодействовать с предприятиями по вопросам трудоустройства специалистов-инвалидов, бизнес, так же как и вузы, должен видеть в этом свою перспективу.
- Вы говорите о вузовской инклюзии как сверхзадаче. С чего нужно начинать ее решение?
- Как я уже говорила, сегодня большое число вузов успешно реализует собственные программы развития доступной среды. Но пока эти усилия не опираются на единую общероссийскую систему соответствующих правовых, финансовых, академических, информационных и инфраструктурных институтов. Ведь для обучения инвалида в вузе пандуса недостаточно. Необходимы внедрение современных стандартов архитектурной доступности, формирование образовательных программ и методик в соответствии с различными видами нозологий, оснащение специальной техникой и программным обеспечением, адаптация спортивной и культурной среды. Чтобы поднять такой огромный пласт, нужны системные разработки, системный подход. На упомянутом мною совещании вузовские эксперты приняли резолюцию о формировании на площадке Союза ректоров координационного совета, который будет вырабатывать эти предложения. Вузы, имеющие опыт в обучении инвалидов, подтвердили готовность направить свой методический, организационный и кадровый потенциал на утверждение инклюзивного образования в высшей школе.
- А сами студенты-инвалиды готовы участвовать в этой работе?
- Безусловно. Примером тому является наш актив, а это - 66 лауреатов программы «Талант преодоления». Все они обладают очень высокой социальной мотивацией, активно участвуют в наших мероприятиях и вносят продуманные предложения., студента 1 курса юридического факультета МГУ Виталия Силина на недавних парламентских слушаниях по инклюзивному образованию, которое запомнилось многим депутатам Госдумы. А группа аспирантов Московского университета, которую возглавляет вице-президент Общероссийского Союза общественных организаций инвалидов Леонид Шорохов, выступила с инициативой создания в российских вузах центров поддержки учащихся-инвалидов. Эти центры будут помогать первокурсниками адаптироваться к учебному процессу и вузовской среде, координировать волонтерские сети, содействовать трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья, поддерживать участие студентов-инвалидов в деятельности малых инновационных предприятий при вузах, обеспечивать доступный для инвалидов обмен информацией и многое другое. Союз ректоров в рамках программы «Талант преодоления» намерен координировать учреждение и работу таких вузовских центров.
Мне видится, что сегодня в нашей стране происходят коренные сдвиги в отношении инвалидов - не только в части доступной инфраструктуры, но, что более важно, в сознании людей. Создавая новые возможности для самореализации инвалидов в нашем обществе, мы выполняем задачу, много большую по масштабу - делаем его нравственно богаче и наполняем большим гуманизмом.
10 июня, 2012