Мы расскажем о том, как организуется туризм для людей с ограниченными возможностями, с какими трудностями те сталкиваются, и как преодолеваются многочисленные препятствия на пути к туризму для всех.
Точно так же, как за повседневными делами мы мало задумываемся о том, с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями в самый обычный день (высокие бордюры, светофоры без звуковых сигналов и другие маленькие, но очень важные вещи), так и на отдыхе наши головы на часто посещают мысли о том, насколько туризм доступен для инвалидов. А между тем, по социологическим опросам, около девяноста процентов людей с ограниченными возможностями (цифра меняется в зависимости от страны, где проводится опрос, но в пределах статистической погрешности) считают, что испытывают серьезные затруднения при организации отдыха.
При этом в техническом плане организация экскурсионных туристических поездок для инвалидов особых преград не имеет. Во всяком случае, если речь идёт о развитых странах, весомая часть из которых обладает должной туристической привлекательностью. В Барселоне, Иерусалиме, Париже, Праге или Амстердаме инфраструктура, продуманная с учётом интересов и банального удобства людей с ограниченными возможностями, находится на должном уровне, чтобы обеспечить достойный приём и комфорт пребывания. Миниатюры исторических зданий и аудиогиды для слабовидящих, гиды-сурдопереводчики, разнообразные специальные программы, даже специализированные музеи (как, например, афинский тактильный) – всё работает во благо равенства.
Как правило, организацией подобных экскурсий занимаются туристические компании, ориентирующиеся именно на людей с ограниченными возможностями, – достаточный опыт позволяет им обеспечить отдых по высшему разряду. Хотя, конечно, обеспечение каждого такого туриста индивидуальным сопровождающим и специальным транспортом (если речь идёт о колясочниках) обходится дороже организации обычных туров – где-то помогают благотворители и меценаты, но в основном остаётся уповать на волонтёров.
К сожалению, волонтёров всегда не хватает. И для привлечения их некоторые компании выдумывают достаточно оригинальные и, что немаловажно, действенные предложения. Хорошим примером здесь может послужить британский туристический оператор Traveleyes, специализирующийся на отдыхе инвалидов по зрению. На каждый тур приглашаются не только слабовидящие путешественники, но те, кто будет фактически их глазами: зрячие сопровождающие, которых привлекают очень низкие цены на такие путёвки.
В комплексе такой туристический симбиоз оказывается способен на практике осуществить не только качественные и недорогие поездки, но и существенно разнообразить их, сделать доступными места, не обладающие в силу тех или иных причин инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями. И этот опыт бесценен, хоть и только начинает своё распространение по миру, ведь система организации оного позволяет обеспечивать туры далеко не только для слабовидящих.
В сущности, наличие сопровождающего (не важно, волонтёр он или какой-нибудь привлечённый скидками студент) делает для человека с ограниченными возможностями доступным абсолютно любой туристический отдых – хоть экскурсионный, хоть экстремальный. И любое место, хоть сельву Амазонки, хоть Южный полюс. И француз Марк Копп, несмотря на свой рассеянный склероз, приземлившийся на Эверест осенью этого года с парашютом при помощи известного экстремала Марио Жервази, – яркий тому пример.
4 декабря, 2013