Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Кинотавр в Сочи: конкурс второго дня

Зрителям и жюри представили экранизацию книги Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

Проект, который представил накануне режиссер Иван Твердовский, возник не спонтанно и не стихийно. Идея реализовывалась, новость о том, что в России снимут фильм по повести известного детского психолога обрастала слухами. Позже стало известно, что  именно продюсер картины Наталья Мокрицкая приобрела права на экранизацию громкой книги Екатерины Мурашовой. Дело стало за режиссером, которого искали не один год. Потом вдруг создатели картины объявили, что он найден. Им стал молодой документалист Иван Твердовский. Он признается: ответственность большая. Работа предстояла серьезная.

Книга – это фантастика. Там много сказочных миров, волшебных вулканов и прочего. Снимать такое сложно. Я не собирался этого делать. Но потом продюсер предложила прочитать сценарий. Я прочитал. Меня ничего не зацепило в сюжете, но безумно понравилась тема: класс коррекции.

ИВАН ТВЕРДОВСКИЙ, РЕЖИССЕР, ДОКУМЕНТАЛИСТ

В книге Мурашовой "Класс коррекции" сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей - отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, об этом  стараются не говорить. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. 

Вот на этом моменте  плоскости режиссера и автора книги расходятся в разные стороны. Картина на самом деле далека от первоисточника. Ее создатели оставили только идею повести и, собственно, название (кстати заметить, самой писательнице фильм не понравился, и она попросила убрать ее имя с финальных титров).

Фильмы Твердовского-младшего могут быть знакомы фестивальной публике и по документальным картинам, и по конкурсу "Короткого метра" в программе "Кинотавра". Проект "Класс коррекции" продолжает эксперименты режиссера по слиянию документального кино и игрового. В этом смысле картина удалась на "ура".

Твердовский сумел рассказать о том, что в обычной школе в обычном городе есть не совсем обычный класс, где учатся инвалиды, школьные изгои. Этот класс – маленькое автономное государство, искусственно созданное школьное гетто.  Здесь ребята ждут комиссию, которая решит, будут ли школьники последний год учиться в классе коррекции (и тогда у них не будет никакого будущего) или же их переведут в обычный. С точки зрения социальной принадлежности, все они – совершенно разные люди, ведь перед создателями кино стояла главная задача: выдержать золотую середину. С одной стороны – не поднимать со дна самые мрачные истории, с другой – не брать совсем благополучные.

В ходе просмотра кино создается впечатление, что это класс – зона со своими законами. В школе детей из этого класса гнобят, ненавидят и презирают – а те в свою очередь, пытаются сбежать в маленький, выдуманный, но свой мир. В фильме идея этого параллельного мира несколько трансформировалась: герои находят способ, как покинуть эту жестокую реальность на короткое время. Они ждут проходящий поезд и по очереди ложатся под него на пути. Однако, убегая от этой жестокой реальности, сами становятся жестокими и практически неуправляемыми. Просто социопатами.  

Может, именно поэтому герои фильма совершенно не воспринимаются инвалидами: Их история может произойти в каждой школе с обычными подростками. Инвалид перед тобой или нет – имеет второстепенное значение. Главное – это вещь, которая происходит со всеми: любовь. Правда, кого-то она исправляет, а у кого-то она вызывает побочное действие.  Все ученики класса коррекции – это люди крайностей. Желание помочь кому-либо каким-то образом сосуществует  у них с животной  необъяснимой жесткостью. Но режиссер замечает: такое поведение свойственно всем подросткам и школьным коллективам. Теперь он это точно знает.    

Для того, чтобы снять это кино правдоподобно, Твердовский  не просто ездил по школам, настоящим классам коррекции и общался с молодежью, которая там учится. Он посмотрел массу фильмов связанных со школой: старое, доброе советское  "Чучело", изрядно нашумевший в своей время французский "Класс" и засветившийся на Первом канале сериал Германики "Школа". Но основное вдохновение режиссер вообще черпал у Триера, поскольку является его большим поклонником.

Состоявшийся наконец долгожданный полнометражный дебют Ивана  Твердовского, изобретательного провокатора, снимавшего полусадистский-полудокументальный короткий метр о подростках ( "Словно жду автобуса" и "Собачий кайф") публика одобрила. На выходе в специальные боксы зрители кидали "голосовалки", в которых по пятибалльной шкале можно было оценить фильм. Справедливости ради, стоит отметить, что среди брошенных в коробку "пятерок", выглядывали и "троечки". Правда, кто их поставил – представители жюри или сами зрители – неизвестно. Голосование ведь анонимное.



http://maks-portal.ru/content/kinotavr-v-sochi-konkurs-vtorogo-dnya

5 июня, 2014