В Москве прошла пятая международная выставка реабилитационного оборудования и технологий «Интеграция. Жизнь. Общество». Организаторы выставки – компании «Мессе Дюссельдорф» и «Мессе Дюссельдорф Москва» в эксклюзивном сотрудничестве с ведущей мировой выставкой REHACARE International, (Дюссельдорф, Германия) при официальной поддержке Минпромторга России и Министерства труда и соцзащиты РФ.
Цель проекта, как отмечают организаторы выставки – улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, развитие толерантности в обществе, создание международной платформы для демонстрации всех имеющихся вариантов интеграции людей с инвалидностью в социум.
Умный велосипед
На выставке мы увидели действительно любопытные изобретения – не только зарубежные, но и отечественные. Вот производители из Новосибирска, ПКБ «Соло». За несколько месяцев они разработали велосипед для людей с ДЦП. Зарубежные аналоги тоже были на выставке, но они стоят около 200 тысяч рублей. Наша модель – 40 тысяч для ребенка, и 65 тысяч –для взрослого. Велосипед рассчитан на детей от 3 до 14 лет. Главное отличие и главная особенность специализированного велосипеда для людей с ДЦП – это низко расположенный центр тяжести, низкая рама. Быстро он ехать не может. «Нам не нужна большая скорость, нам нужно движение, и нам важна нагрузка», – поясняют производители. Велосипед имеет еще и режим велотренажера – электродвигатель позволяет принудительно задавать вращение педалей как вперед, так и назад. «Мы консультировались с клиникой Блюма, и профессор Евгений Блюм посоветовал нам, что еще добавить в конструкцию – в частности, вот это принудительное вращение педалей. Нашу разработку он одобрил», – говорят представители компании.
«Мы учитываем информацию о том, что, по статистике, 60 процентов родителей детей с ДЦП – это мамы-одиночки. Соответственно, малообеспеченные. Для них любое неправильное вложение денег катастрофично. Поэтому мы очень постарались, что бы наша модель была надежной и функциональной. И, да – наша конструкция может трансформироваться. Велосипед будет расти вместе с ребенком», – говорит Александр Изотов. директор ПКБ «Соло». А еще велосипед легко разбирается – женщина сама может справиться с этим.
Производство в Новосибирске работает меньше года, но уже выпускает около 60 штук велосипедов в месяц, и все они расходятся – и при этом 90 процентов покупателей частные лица. Каждый третий покупатель приобретает велосипед с помощью благотворительных фондов.
Для детей с ДЦП вообще очень важна правильная посадка. Поэтому даже детские коляски для них нужны специальные. Американские коляски «Конвейт», которые мы увидели на выставке, представлены на нашем рынке около двух лет и нравятся российским покупателям. Конечно, удовольствие тоже недешевое – начиная от 70 тысяч рублей.
«Моему сыну Глебу 8 лет, и уже два года он ездит в такой коляске, – рассказывает одна из посетительниц выставки,Марфа. – Если у ребенка легкая степень ДЦП, то он может, конечно, ездить в обычной коляске, но только если в ней хорошая опора для ног. Если вы обращали внимание, дети с ДЦП обычно вываливаются из колясок, сползают, им неудобно. Наша же коляска, во-первых, прослужит ребенку еще несколько лет. Во-вторых, это качество – я уже два года вожу в ней сына в режиме: общественный транспорт 5 дней в неделю плюс метро, и у нас пока все работает».
В коляске фиксируется спина, шея ребенка, его ноги, сиденье жесткое и пружинящее, он не проваливается в нее, как в гамак. Кстати, к этим моделям можно прикрепить и управляемые руками колеса – тогда, уже лет с пяти, ребенок может управлять коляской и самостоятельно.
Что такое лестницеход?
Компания Rehab Medical, знаменитая своими новыми технологическими разработками для людей с инвалидностью, демонстрировала на выставке уникальный подъемник SOLOLIFT. Он хорош тем, что он поднимает ребенка или взрослого с пола. Жилет трех размеров подбирается на человека любой комплекции.
Как поясняют представители компании, такая сложная, но нужная вещь используется в основном в клиниках и реабилитационных центрах. Персонал может усадить-уложить пациента в подъемник, и тот, находясь в таком кресле на колесах, будет способен сам себя обслужить в отсутствие медсестры или помощника. Можно передвигаться по помещению, справляться самостоятельно с некоторыми гигиеническими проблемами. Подъемник опускается на нужное высоту, регулирует положение тела. Есть подвесные ремни, которые помогают снять и надеть одежду. К сожалению, эта техника очень дорогая, в пределах 500-600 тысяч. Но уже используется в нескольких столичных реабилитационных центрах. А Татарстан закупил подъемники через тендер, обеспечив ими ряд своих клиник.
В Самарской области были разработаны уникальные подъемники для инвалидных колясок. Это знаменитый самарский лестницеход. Небольшие устройства способны поднимать вес в 130-160 килограммов: это «Пума УНИ-130» и «Пума УНИ-160 ». А в этом году появилась и новинка – лестничный подъемник «Барс». «Пума» – шагающий подъемник, а «Барс» – это гусеничный подъемник, который предназначен для подъема колясок до 180-ти килограммов.
Устанавливать такую штуку стационарно не требуется. Ее можно положить в багажник автомобиля, взяв с собой. На месте он устанавливается на любую лестницу, захватывает коляску, и без особых усилий может поднять или опустить ее по лестнице.
Зарубежные разработки такого типа стоят начиная от 250 тысяч рублей, наша – 160-180 тысяч. Как говорит руководитель компании-производителя «Меркурий плюс» Михаил Козлов, подъемники активно закупаются организациями в рамках программы «Доступная среда». Эта техника популярна в больницах, банках, музеях. Вот Москва пока не очень активно осваивает этот рынок. Зато, скажем, в Белгородском музее, в Пятигорском краеведческом музее такие подъемники есть, а сейчас и музей Таганрога нашел средства и заказал подъемник.
Экзоскелет: снова стать большим
Совершенно уникальный ортопедичесский аппарат для людей с повреждениями спинного мозга представила компания «Метиз Импэкс». «Мы продвигаем аппарат для личного пользования. Обычно наши клиенты покупают его или при помощи спонсорской помощи, или при помощи фондов. Есть случаи, когда люди покупали лично, но это, опять же, если человек имеет финансовые возможности. Если брать опыт по Европе, то, допустим, в Германии используется оплата из страхового фонда. Во Франции или США, это, как правило, помощь общественных организаций. Этот случай, когда всем миром помогают приобрести человеку то, что расширяет границы его возможностей», - рассказывает Андрей Галий, руководитель направления экзоскелеты ReWalk компании «Метиз Импэкс». На рынке этот аппарат, разработанный Израилем, существует с 2001 года, если мы говорим о реабилитационных моделях. В нашей стране аппарат появился менее года назад и еще мало известен на рынке.
«Мы хотим, чтобы человек полноценно жил и мог себе позволить гулять, допустим, по тому же парку, пройтись в кафе или зайти в кино, где есть пандус или есть ступеньки, - говорит Андрей Галий. – Дело в том, что для спинальника очень важно, чтобы была вертикализация, потому что таким образом решаются проблемы не только опорно-двигательной системы, а и мочеполовой, и пищеварительной систем. ReWalk дает возможность не ограничивать себя в пространстве, а выйти за территорию своего дома. Я, к сожалению, пока не вижу альтернативы, которая позволит человеку подняться, обнять родных и близких, пройтись с ребенком по улице. Мне пациенты рассказывают, что их дети уже привыкают, что «папа маленький» – потому что он все время в коляске. Как рассказал один из пользователей ReWalk, когда он первый раз поднялся дома на ноги, его маленький сын был поражен: "Папа, ты снова большой!". И это непередаваемые ощущения».
Мы посмотрели, как работает эта интеллектуальная система. В рюкзаке на спине Тараса, молодого человека, который тестирует на выставке экзоскелет, – блок управления и два аккумулятора: основной и дополнительный. Протезные захваты фиксируются на ногах, охватывая щиколотки, лодыжки, колени, бедра. Человек полностью закреплен в экзоскелете. Аппарат позволяет двигаться в течение трех часов беспрерывной ходьбы со скоростью почти три километра в час – это довольно быстро. Можно в начале упражнений двигаться медленнее: к аппарату нужно еще и привыкать. Управляется он при помощи наручного пульта или коммуникатора-часов. На пульте пациент выбирает программу, которую он хочет задать: подняться, опуститься, пойти – скажем,по ступенькам вверх или по ступенькам вниз. Вот Тарас подает сигнал, система включается и находится в ожидании. Человек опускает спину – это сигнал к тому, что он готов встать, и система поднимает его. Тарас опирается на костыли – без них ходить нельзя, а его ноги начинают движение – все происходит за счет работы аппарата. Сзади идет помощник, страхующий Тараса.
К нам подъезжает девушка Женя. Она в инвалидной коляске, и она уже демонстрировала сегодня этот прибор посетителям. «В июне прошлого года я впервые попробовала ReWalk на себе – его как раз только привезли в Россию. Конечно, мне было сложно, потому что я 10 лет до этого не ходила, с тех пор, как у меня случилась травма в 2003 году. Я пыталась восстанавливаться раньше, но это было тяжело, сложно. Я забросила попытки вертикализации и передвигалась только на коляске. И когда появился ReWalk, конечно, это было классно! Снова встать, пройтись, прогуляться. Но сначала нужно потренироваться, что бы освоить аппарат. Я отзанималась примерно 30 сеансов. Пока у меня нет средств купить эту аппаратуру, но думаю, я приобрету его в ближайшие 2-3 года».
И снова мы упираемся в цену: экзоскелет стоит 55 тысяч евро. «По цене сейчас мы интересней других фирм-производителей, которые предлагают свои разработки в этом году. Я уверен, что в ближайшее время (в течение пяти лет) должны появиться аппараты нового поколения, и так или иначе, цены будут уменьшаться, это логично, – считает Андрей Галий. – Но цена адекватна: это 14-летние разработки, вложение знаний. Однако в дальнейшем, я думаю, цена будет уменьшаться, это вопрос времени».
Новые эмоции: гонки
Центр «Преодоление», которым руководит Дарья Кузнецова, познакомил посетителей выставки со специальными моделями автомобильчиков -картов для людей с инвалидностью. Даша разработала программу «Картинг без границ». «Карты переделаны на ручное управление для того, чтобы люди, у которых не двигаются ноги или, например, протезы, могли управлять вот этим маленьким болидом с помощью рук. Здесь стоит гидроусилитель руля, гидроусилитель тормоза. Здесь дополнительная система безопасности . – для того, чтобы инвалид мог спокойно на нем ездить, – рассказывает нам Дарья Кузнецова. . – Вот дуга сверху, которая защищает голову, и четырехопорные ремни безопасности. Все сделано для того, чтобы человек мог почувствовать новые эмоции, испытать скорость, пережить те ощущения, которые в обычной жизни, к сожалению, нам недоступны из-за того, что мы пользуемся колясками. Этот проект уникален тем, что мы показываем безграничные возможности инвалидов. В первую очередь наше высказывание вот какое: важно, что благодаря небольшим технологическим усовершенствованиям людям становятся доступны все радости жизни и все возможности активной достойной жизни». Такое ручное управление карта разработано и запатентовано нашим московским институтом МАМИ.
«На таком карте можно участвовать в гонке, которая называется «Картинг без границ». Это наш проект. Пока этот карт не стоит нигде на вооружении. Мы специально устраиваем мероприятие, на котором соревнуются около ста человек в течение всего дня. С нами ездит чемпион мировой серии «Рено» Михаил Алешин, с нами катается трехкратный чемпион мира по картингу и многие звезды телевидения и шоу-бизнеса приезжают, чтобы поддержать людей с инвалидностью». Любой желающий, рассказывает Даша, может записаться на очередной заезд и попробовать себя в картинге.
Доступность звука
Шведская компания. Univox является мировым лидером по производству индукционных систем. Компания «Центр доступных инноваций» познакомила нас с оборудованием для слабослышащих людей, которое позволяет им в шумной среде получать важную информацию без искажений.
«Проблема слухового аппарата в том, что все звуки, которые поступают ему в режиме микрофона, он усиливает одинаково: будь то личный разговор владельца аппарата, или разговор соседей. И поэтому слабослышащие не всегда могут выделить из общего шума важную информацию, которая необходима им. Например, на вокзале, в аэропорту, на стадионе, в кинотеатре. А наше оборудование обеспечивает возможность выборочного приема информации. Если вокзал – это объявление диктора, если кино – это, собственно, кино, а не отраженные волны, если это спортивное какое-то состязание – это, соответственно, комментатор», – поясняет директор компании Андрей Ямщиков. Оборудование может охватывать разные площади – от 50 квадратов до 3 тысяч квадратных метров, то есть способно покрыть весь концертный зал или стадион.
Конечно, было бы прекрасно, если у нас это оборудование было внедрено во всех массовых помещениях. Но пока это не так, хотя стоимость аппаратуры не зашкаливающая. «Это самая большая проблема. Зачастую руководители стадионов, директоры театров говорят: давайте мы с вами выделим маленькую зону в театре. Это в корне неправильно, мы нарушаем конституционные права наших инвалидов на выбор места. К тому же слабослышащие люди - это такая категория инвалидов, ее еще называют "невидимые инвалиды", которые стесняются своей инвалидности, и, по большому счету, хотят быть такие же, как все. И не захотят садиться в некий выделенный им сектор. А еще нам часто предлагают выделить под индукционную систему передние места. Но обычно они самые дорогие, к тому же часто это места для VIP –персон», – разъясняет Андрей Ямщиков.
Компания установила систему во всем зале Кремлевского дворца. В Татарстане сделано порядка 600 объектов – эта работа была заказана в рамках пилотного проекта Доступная среда –.«В Москве пока нам тяжело продвинуть эту систему, – говорит Андрей Ямщиков. – Вот, скажем, стадион "Лужники" готовится к чемпионату мира по футболу в 2018 году, но пока мы с ними не договорились».
А компания из Торжка «Вертикаль» разрабатывает различные системы для слабовидящих людей. «В Шереметьево мы установили около 10 сенсорных таблиц, – показывает нам модель Алексей Черепнов, директор компании, – На таблице азбукой Брайля написаны названия всех важных точек аэропорта, есть и звуковые кнопки, повтор информации голосом. Шереметьево сейчас вообще лидирует в области доступности среды из аэропортов. У них установлена и тактильная плитка, которую они хотят, кстати, заменить на индикаторы. «Индикаторы – это некое подобие сенсорной плитки, устанавливаемой сейчас на улицах и в помещениях, только усовершенствованная. И она тоже разрабатывается «Вертикалью».
«На выставке действительно представлены очень интересные экспонаты. Я очень хочу, чтобы каждый, кто здесь находится, нашел для себя что-то очень полезное, что будет помогать в жизни и вести к улучшению качества жизни», – говорит Татьяна Потяева, уполномоченный по правам человека в Москве. А депутат Государственной Думы, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Борисович Терентьев поблагодарил Министерство промышленности, которое наконец-то стало активно обращать внимание на развитие технических средств реабилитации и поддержку отечественных производителей средств реабилитации.
«Мне нравятся креативные новые идеи, и мне нравится качественное исполнение уже придуманных вещей, – поделилась своим мнением о выставке Дарья Кузнецова, руководитель клуба «Преодоление», сама использующая инвалидную коляску и знающая, как важны в жизни человека с ограниченными возможностями новые разработки, облегчающие жизнь.
Марина ЛЕПИНА
http://www.miloserdie.ru/articles/lestnicehod-i-kosmicheskaya-kolyaska
26 апреля, 2015