Инвалиды-колясочники из Краснодарского края впервые прыгнули с парашютом с высоты в четыре тысячи метров. Решились, несмотря на опасения родных и близких. Говорят: «В небе все равны»
Корреспондент АиФ.ru Алина Менькова встретилась с парашютистами-новичками и узнала, как совместить спорт и ограничения по здоровью, и кому они посвятили свой первый полет.
«Ощущение свободы в каждом вдохе», – говорят спортсмены-колясочники, впервые побывавшие в небе. Многие из них активно занимаются спортом, но на экстремальные виды решились впервые. В Кубани почти всегда – отличные погодные условия для скайдайвинга, здесь же располагается самый современный парашютный клуб юга России. Спортсмены решились на прыжок с высоты 4 000 метров в одной подвесной системе с инструктором. Такой тип прыжка называется тандемом. В свободном падении парашютисты проводят почти минуту.
Инициатор прыжка Роман Протасов оказался в инвалидной коляске в 2007 году: попал в аварию, сломал позвоночник.
«Не стесняйтесь слова «инвалид», – говорит он. Инвалидность – это проблемы со здоровьем, в этом нет ничего постыдного».
Роман – член сборной краснодарского края по настольному теннису на колясках. Именно к нему – администратору первого российского интернет-портала для инвалидов «disability.ru» и пришла идея прыгнуть с парашютом и воодушевить на прыжок своих знакомых-колясочников.
«Идея прыгнуть с парашютом пришла ко мне случайно, а дальше я уже решал, как это воплотить и с кем. Меня поддержали знакомые спортсмены-колясочники. Парашютный клуб «Южное небо» разрешил нам прыгнуть абсолютно бесплатно. А еще нам подарили фотосъемку!», – рассказывает Роман.
По словам Романа прыжок с парашютом – процедура стандартная: «Перед прыжком с парашютом мы прошли медосмотр. Для нас провели инструктаж по технике безопасности, клуб заранее предупредил нас о том, что в воздухе могут быть непредвиденные обстоятельства, и за них никто не несет ответственности. Мы не побоялись таких обстоятельств. В самолете мы пристегнулись ремнями к инструкторам и стали прыгать по одному».
«Я навсегда запомню этот прыжок, – вспоминает Протасов. – Самое потрясающее – это выпрыгивание из самолета. С полетом на бешеной скорости лицом вниз вряд ли что-то можно сравнить. Дикий выброс адреналина! Мне еще потом сутки виделась открытая дверь самолета. Осознавал, что произошло, несколько дней, было такое приятное адреналиновое послевкусие».
На вопрос будет ли открыта школа парашютного спорта для инвалидов, Роман отвечает: «Нет, конечно. Зачем ее открывать, если профессионализм инструкторов клуба позволяет прыгать колясочникам без каких-либо проблем? Не вижу смысла лишний раз проводить разграничительную черту: здоровые – направо, инвалиды – налево. Закон всемирного тяготения действует на всех одинаково».
Другой участник прыжга – Владимир Кривуля – бронзовый призер параолимпийских игр 2012 года в Лондоне. Он прыгал последним. Его парашют раскрывался на высоте 1500 метров.
«Мне позвонил Роман и предложил прыгнуть с парашютом. Я сразу согласился. Родным было страшно, но они все равно меня поддержали», – говорит Володя и провожает меня в свой дом. Сейчас здесь идет ремонт. Володя делает его в родительском доме на заработанные своими спортивными победами деньги. Он сам вскоре переедет в новую квартиру.
«Мы всегда во всем поддерживали сына, с самого детства», – говорит мама Володи Надежда. Чем он у нас только не занимался – и в музыкальную школу ходил, и в дартс играл, и участвовал в гонках на колясках, и в бальных танцах отличился. Бальные танцы – затратный вид спорта, поэтому, когда Володя попал в сборную России, мы решили остановиться на пауэрлифтинге. Нам говорят, что победа на параолимпийских играх – это везение. Нет, это старание и труд. Володя шел к этим результатам 6 лет, не пропустил ни одной тренировки!»
«Когда он решил прыгнуть с парашютом, мы его конечно поддержали. Я всегда говорил сыну: я хочу – ты можешь, я могу – ты хочешь», – говорит отец Владимира Василий.
Он, как и сын, спортсмен. Младший брат Владимира Юрий тоже спортсмен – акробат.
«Вы не боялись рожать второго сына?» – этот вопрос маме Владимира задают постоянно. Ее ответ: нет.
«Знакомые по-разному говорили, кто-то спрашивал, зачем второго рожаешь, тоже ведь инвалидом будет. Другие поддерживали – молодец, станет помощником».
Володя родился с атрофией нижних конечностей. У Надежды всю беременность было высокое давление, из-за этого в спинном мозге малыша нарушилось кровообращение.
«Мы до десяти лет делали массажи Володе, но ничего не помогало. Мне как-то сказали «вкладывай в голову, раз не получилось в ноги». И тогда я стала водить его на всевозможные кружки. А после 12-ти лет Володя сам стал тянуться ко всему новому. Я так радовалась, успышав: «Мама, теперь на меня смотрят не так: «Ой, смотри, бедный инвалид!», а «Вот! Ничего себе инвалид и таких успехов добился!». Мы вселяли в него веру в себя. И он поверил».
«И Маша подбодрила меня – мол, прыгай!», – перебивает маму Володя, возвращаясь к прыжку. Маша – его девушка. Они познакомились в Туле, где Кривуля был на спортивных сборах. Встретились в торговом центре, влюбились с первого взгляда и решили больше никогда не расставаться.
«Мои родители мне сказали только одно: «Ты уверена, что готова взять на себя обязательства, ведь твой парень не совсем такой, как все. Я ответила: «Да».
Любовь Кривули к спорту и новым эмоциям она поддерживает – говорит, каждый раз, когда Владимир рассказывает о прыжке, его глаза загораются.
«Больше всего мне запомнилось свободное падение», — рассказывает спортсмен. — Никогда не забуду эти впечатления! Их ни с чем не сравнишь! На высоте 4 километров тебя крутит, вертит в разные стороны. Я высоты не боюсь, потому что в силу своей профессии много летаю. И вид с самолета и парашюта на кубанские просторы не особо отличается. Но одно дело быть в самолете, а другое — в открытом небе!».
«Знаете, после своего прыжка я узнал о том, что где-то у нас в крае парашютисты разбились насмерть, прыгали в первый и последний раз. Если бы я это услышал раньше, то наверно, не решился бы прыгать» - добавляет Владимир.
«Все, собираемся на тренировку, Маша», – говорит паралимпиец и пересаживается из «домашней» коляски в «уличную».
Мария сопровождает Владимира каждую тренировку, в зале поднимает штангу – тоже хочет быть красивой и подтянутой.
«Он хоть и не ходит, но на других девушек смотрит, поэтому я хочу быть всегда для него красивой. Я его люблю, он столько для меня делает. А то, что не может сделать сам – организует – цветы закажет по интернету, вызовет такси, чтобы встретили с аэропорта. Так что никаких ограниченных возможностей!».
Мария ставит коляску Владимира в багажник: «Снимайте быстрее, а то она тяжелая!».
«Когда Маша не со мной, люди помогают. Мне ни разу никто не отказал в помощи», – вспоминает Владимир.
На тренировке Владимир делает 6 упражнений по 3 подхода, всего за тренировку Володя поднимает 6-7 тонн. Перед каждым подходом он растирает руками мышцы на груди. Он привязывает себя ремнем к тренажеру, так как не может упираться ногами в пол.
«Готовимся к очередному соревнованию – к чемпионату мира по пауэрлифтингу в ОАЭ», – говорит тренер Володи Юрий Шкабарня.
Маша тоже «жмет». Володя говорит, что она делает большие успехи.
«Кстати, когда будет следующий прыжок?», – спрашиваю я.
«Мы же болельщики футбольного клуба «Кубань»! Если «Кубань» добьется первых успехов в Лиге Европы, попадет в групповую стадию турнира, то мы обязательно вернемся на аэродром. Только, я думаю, в следующий раз, таких как мы, спортсменов-колясочников, будет больше», – говорит Кривуля
13 августа, 2013