В этом году центру реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся» исполнилось 20 лет.
Инициатор создания учреждения и бессменный его руководитель — Людмила Кожевникова. В начале 90-х она, пережившая личную трагедию, объединила вокруг себя таких же матерей, создав общественную организацию. Потом пришло понимание, что для детей, страдающих различными нарушениями здоровья, необходима постоянная, целенаправленная, комплексная помощь специалистов. А сделать это можно только в условиях учреждения. Идею поддержал Владимир Григорьев, бывший в ту пору главой администрации Железнодорожного района. О нём Людмила Алексеевна вспоминает с особой теплотой: «Мы существуем благодаря этому человеку». 26 ноября 1993 года первое в области муниципальное учреждение приняло первых детей. Первоначально здесь занимались реабилитацией только дошколят, позднее получили статус центра реабилитации детей и подростков «Олеся».
Первые воспитанники «Олеси» уже стали взрослыми. «Ваня Дьяков и Саша Жуков получили высшее образование, работают, — с гордостью перечисляет Людмила Алексеевна, — кто-то учится в вузах, несколько человек окончили колледжи, училища».
«Для семьи, которая воспитывает ребёнка с особенностями развития, 20 лет — это целая жизнь — непростая, с постоянным преодолением препятствий, барьеров к достижению поставленной цели. Не может быть движения вперёд, находясь в четырёх стенах, ребёнок должен общаться, чувствовать, видеть мир вокруг, интегрироваться в общество, — отмечает Людмила Кожевникова. — И здесь, конечно, очень важна мотивация родителей. Очень важно не упустить время. То, что можно, к примеру, скорректировать у трёхлетнего ребенка, с трудом поддается реабилитации, если ему уже семь лет».
Уникальность центра в том, что он работает с детьми различной патологии: речевой, двигательной, психоэмоциональной, поведенческой. За два десятка лет накоплен огромный опыт работы, наработано много методик. Ежедневно центр посещают около тридцати детей, проходят как групповые, так и индивидуальные занятия. Отметим, что все занятия бесплатные, и попасть в учреждение после консультации специалиста может практически любой ребёнок, имеющий статус инвалида.
«Мы третий год посещаем центр, — говорит Мария, мама четырёхлетнего Димы. — Результаты, конечно, есть. Ребёнок изменился, стал более активным. Я очень хочу, чтобы у сына были успехи, поэтому всегда интересуюсь, где ещё в нашем городе предоставляют подобные услуги. Мы ходим везде, куда возможно».
Группа «зайчиков» — дети младшего дошкольного возраста. Развивать у детишек самые элементарные навыки на подражание — такую задачу ставят педагоги в работе с малышами. Даже в небольшом помещении специалисты центра умудрились провести зонирование, так что занятие получается практически индивидуальным. В комнате много ярких красочных пособий и игрушек, специальных приспособлений.
В соседнем помещении, также ярко оформленном, занимаются дети постарше — «белочки». «Вот эти разноцветные стульчики и опоры — тоже средства реабилитации, — поясняет Людмила Кожевникова. — В большей степени они предназначаются детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, с нарушенной координацией. Сидя на такой опоре, ребенок может рисовать, играть в игрушки, и при этом незаметно для него происходит формирование осанки, растяжение мышц. Всё построено на том, чтобы “спрятать” само лечение. Для детей это игра».
«Чтобы ребёнок адаптировался к общению в группе, к определённому режиму, используем сенсорные средства, терапию песком, играем с водой, — рассказывает специальный психолог Анна Ткалина. — Для гиперактивных детей, страдающих ДЦП, особенно показана релаксация, сеансы проходят в кабинете сенсорной терапии».
У самых старших — музыкальное занятие. По лицам подростков видно, что водить хоровод, танцевать под музыку им очень нравится. После этого они идут на полдник. «Хотелось бы социализировать ребят для домашней обстановки. И тут не помешало бы наглядно показать холодильник или печь, как они работают. Однако приходится пользоваться только картинками», — затрагивает больную тему нехватки площадей воспитатель Людмила Вербкина. В «Олесе» она работает практически со дня основания.
«Моя задача научить подростков элементарному самообслуживанию, умению ориентироваться в общественных местах. Для этого мы совершаем много экскурсий, посещаем праздники. Достигнув 18 лет, дети с нарушениями развития, к сожалению, оказываются нигде не востребованными. Пробовали как-то найти им посильную работу. И что нам предложили? Теребить вату, а это, по сути, вредное производство». Как считает Людмила Вербкина, для социализации таких детей необходимы специальные центры, где бы работали социально-трудовые мастерские.
В центре ежегодно появляются новые наглядные пособия, оборудование. «К сожалению, не все технологии можем у себя применить из-за того, что не хватает помещений», — сетует директор центра. Но даже на небольших площадях педагоги, воспитатели, психологи, дефектологи, врачи-логопеды, инструкторы по лечебной физкультуре делают порой невозможное. «Для одного ребёнка большой шаг вперед то, что он одним пальчиком шевельнул, для другого достижение, что научился держать ложку… Малыш, который ещё недавно мог только ползать, сделал несколько шагов… Греет душу, когда родители со слезами на глазах говорят нам спасибо и радуются вместе с нами успехам своих детей», — говорит Людмила Кожевникова.
Своих сотрудников она называет уникальными специалистами. Они постоянно повышают квалификацию, посещают семинары, конференции. «Я каждому специалисту, вступающему на этот тернистый путь, в шутку говорю, что они должны с книгой ложиться и с книгой вставать, — рассказывает она. — Без современных знаний в нашей профессии нельзя. Например, детский церебральный паралич имеет разные формы, соответственно, это требует разного подхода к детям, индивидуальных маршрутов реабилитации. Кроме того, в нашей сфере остаются те, кто не жалеет, а может стать другом ребёнку, установить с ним контакт. Зачастую именно это является индикатором профессионализма».
И всё же, как бы ни были профессионально подготовлены специалисты, очень многое, если не всё, зависит от семьи, от её мотивации. «Только в тесной связке с семьёй можно достичь результатов, — говорят в “Олесе”. — Если родитель думает, что, отдав своего сына или дочь на пару месяцев в реабилитационное учреждение, он получит ребёнка в новом качестве, то наш труд будет напрасным. Задача родителя закрепить навыки, продолжить работу, начатую специалистами. Да, это сложный, кропотливый труд, из месяца в месяц, из года в год. Но только при систематической, последовательной организации работы можно достичь цели».
«В Новосибирске много делается для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, но ещё больше предстоит сделать, — говорит Кожевникова. — Это сложное, междисциплинарное поле деятельности, где совершенству нет предела. Надо работать над повышением качества услуг, улучшением благосостояния тех семей, которые действительно нуждаются в государственной поддержке. Семью можно сохранить тогда, когда родители будут понимать, что есть специалисты, службы, куда можно обратиться и получить помощь».
А главным итогом 20-летней деятельности учреждения директор «Олеси» считает решение городских властей о выделении 9 га земли в лесной зоне в Заельцовском районе под новое здание центра — с большой лечебной базой, социально-трудовыми мастерскими, спортивно-игровыми площадками, ипподромом, оранжереей, автогородоком. «В тех условиях мы сможем применять все технологии реабилитации, какие только есть в нашей стране», — уверена она. n
30 ноября, 2012