Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Мастера из Подмосковья научили ангарских детей-инвалидов уникальной резьбе

Мастера из Подмосковья научили ангарских детей-инвалидов уникальной резьбе

Участники международного фестиваля деревянной скульптуры «Лукоморье» провели в Ангарской школе № 6 мастер-класс для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная школа в городе нефтехимиков – единственная, где созданы специальные классы для детей-инвалидов, где применяется инклюзивное обучение.

В Ангарской средней школе № 6 проходит необычный урок. Дети, родители и учителя с увлечением слушают гостей из далекого Павловского Посада, известных резчиков по дереву Евгения Зряшнова и Сергея Кузьмина. Мастера во второй раз приехали в Сибирь, чтобы принять участие в международном фестивале деревянной скульптуры «Лукоморье». Накануне конкурса они нашли время, чтобы встретиться с больными ребятишками.

– Резьба по дереву – очень увлекательный процесс, – втолковывает собравшимся Сергей Кузьмин.– Этот народный промысел помогает ученикам определиться с будущей профессией. Освоив некоторые самые простые приемы, можно научиться чему-то полезному очень быстро. Резьба по дереву относительно других видов народных промыслов наименее затратна. Для этой работы не требуются дорогостоящие инструменты, специальные приспособления и оборудование. Нужны стамески и деревянные заготовки.

Сергей и Евгений рассказывают, что уже шесть лет работают по своей авторской программе в «Санаторно-лесной школе № 7» города Истры, обучая резьбе по дереву детей, страдающих ДЦП, аутизмом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушением слуха и речи. Ребята получают не только первый опыт личных успехов, но и завоевывают призы на всевозможных выставках декоративно-прикладного искусства. Многие выпускники данной школы продолжают обучение в московском колледже художественного ремесла № 57 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Наша методика позволяет уже через пару занятий получить собственноручно сделанную поделку, – объясняет Евгений Зряшнов. – Нами разработаны специальные устройства для удержания заготовок на столе и конструкции самих рабочих мест. Предлагаемые варианты рисунков помогут освоить процесс быстро. Например, этот вариант резьбы называется «кудринским». Он отличается характерным «кудреватым» орнаментом – вьющимися гирляндами лепестков и цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Эти рисунки оказывают успокаивающий эффект на детей с ограниченными возможностями. Они просты и очень удачны с эстетической точки зрения. Сегодня мы научим вас вырезать бабочек и ажурные листья.

Слушатели спешат поскорее перейти от теории к практике. Сергей терпеливо объясняет технологию каждого шага работы:

– Сначала на дощечке нужно изобразить рисунок. Вы можете его или нарисовать сами, или перевести с картинки. Затем берем нож. Теперь наша задача бабочку подрезать – провести по нарисованному контуру ножом. Зажимаем нож в кулачок и тихонечко ведем. Будьте внимательны! Вторая рука не должна попасть под движение ножа. Работаем очень аккуратно….

Второклассница Полина старательно повторяет движения мастера.

За соседним столом Евгений обучает ребят, как вырезать «рябой листок»:

– Берем стамеску правильно: указательный палец кладем сверху, а ручку обхватываем плотно. Сжимаем инструмент и круговыми движениями ведем в одну и в другую стороны. Стамеской нужно совершать всего два движения – долевое и осевое. Первая резка – от соединения к краю. Толкнули вперед – все, больше ничего делать не нужно. Теперь каждый надрез обводите аккуратно...

Назару справляться со стамеской помогает старший друг, семиклассник Алексей.

За работой мастеров не менее внимательно следят и преподаватели. Вполне возможно, что вскоре в Ангарской школе появится такой же кружок, как и в Подмосковье. Хотя и сегодня здесь очень много делается для детей-инвалидов.

– Наша школа – единственная в городе, где созданы специальные классы для детей, имеющих диагноз ДЦП. Ребята сейчас учатся во втором и седьмом классах, – проводит экскурсию директор Инна Морозова. – Вообще мы работаем с данной категорией ребят уже на протяжении 14 лет. Раньше мы их учили с первого по четвертый классы в специализированном детском саду № 9, который находится по соседству со школой. После большая часть детей уходила на домашнее обучение, дети, имеющие легкую степень заболевания, обучались в обычных классах со здоровыми детьми.

За поддержкой педагоги обратились к родителям ребят. Те приняли новость о создании специализированных классов с огромным энтузиазмом. Ведь мамы и папы хорошо понимали: социализация их детей, полученная в детском саду, неуклонно сходит на нет на домашнем обучении, без общения с ровесниками. Затем следовало решить вопрос с реконструкцией классов и финансированием, на которое было бы возможно осуществить задуманное, ведь здание, построенное 50 лет назад, нуждалось в специальном ремонте.

– Два года у нас ушло на то, чтобы установить пандусы, расширить дверные проемы, оборудовать специальные санузлы, приобрести специальное оборудование, спортинвентарь и мебель, – продолжает директор. – Для привлечения денежных средств педагоги написали специальный проект, благодаря которому вошли в федеральную программу «Доступная среда». Третий год из федерального бюджета мы получаем по 1 млн рублей. По полтора миллиона школе ежегодно выделяется из бюджета Ангарского МО.

Три года назад дети-инвалиды впервые начали учиться в обычном общеобразовательном учреждении в специальном классе. Сначала открыли пятый класс. Учащихся набирали из числа выпускников специализированного детского сада. Через год набрали первоклашек. Малыши начали обучение уже непосредственно в школе.

Сегодня во втором специализированном классе учится 12 детей, в седьмом – 13 ребят. Всего школу № 6 посещают 38 детей-инвалидов (13 обучается в обычных классах). По заверениям педагогов, более половины детей, имеющих ограничения здоровья, учится на четверки и пятерки. Впервые в этом учебном году они принимали участие в городской олимпиаде и принесли родной школе три призовых места по географии и истории.

– Первый этаж у нас для всех. Здесь обучаются и здоровые дети, и ребята с ограниченными возможностями, – продолжает Инна Морозова. – Это кабинет психологической разгрузки. Для детей проводится ароматерапия и песочная терапия. Рядом кабинет информатики. Здесь тоже специальное оборудование. Его нам прислали по федеральной программе. Эта клавиатура очень дорогая. Видите, клавиши блокируются, и ребенок не может нажать одновременно несколько. А это специальный джойстик. Его дети используют вместо компьютерной мышки.

В ИЗО-студии малыши делают аппликации. Старательно вырезают из картона смешных зверят. Наклеивают в качестве украшений бантики. Настя рассказывает:

– Это зайчик. Он не простой, а ученый. Видите, у него галстук! Он собирается в школу.

Ребятишкам-инвалидам помогают одноклассники. Они показывают, как ровнее наклеить яркую ленточку, как плотнее прижать к картону полоску бумаги. Пальчикам, скрюченным страшной болезнью, помогают распрямиться ладони друзей.

Директор поясняет, что все желающие занимаются после уроков в продленке. Ребята занимаются спортом, играют на пианино, посещают вокальные и даже танцевальные кружки.

– Сегодняшний мастер-класс мы решили провести для того, чтобы наши ребятишки поняли: есть еще много интересного, чем они смогут заниматься в жизни. Резьба по дереву может стать и хобби, и профессией, которая позволит зарабатывать неплохие деньги. Стоит только захотеть!

На вопрос, как ладят здоровые дети с детьми-инвалидами, Инна Морозова недоуменно пожимает плечами:

– Нормально. Не тыкают пальцами, не смотрят жалостливо. С ними не сюсюкают и не заигрывают – относятся как к обычным детям. Все играют вместе на улице, вместе занимаются в продленке. Школа у нас небольшая – около пятисот учащихся. Когда записывают к нам первоклашек, родители знают, в какую школу ведут детей. Знают, что в нашей школе учатся «особые» дети, и это никого не останавливает.

Напоследок Инна Морозова поделилась последней новостью: школу включили в программу фонда помощи детям Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Уже совсем скоро, летом, во дворе появится уникальная спортивная площадка, на которой ученики шестой школы смогут заниматься спортом. Вместе, как они это замечательно умеют делать.

 

http://www.ogirk.ru/news/2014-05-16/41977.html

16 мая, 2014