Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Михаил Сапаров: Все барьеры мы создаем своей «больной» головой

Михаил лишился правой руки в результате несчастного случая (попал под поезд). Сегодня он чемпион мира по параклаймбингу, практические единственный в стране инструктор по адаптивному скалолазанию, тренирует детей и взрослых с различными нарушениями и тяжелыми заболеваниями, проводит мастер-классы и соревнования по всей России. И все это ему удается совмещать с основной профессией бухгалтера-экономиста – иначе семью не прокормить.

- Как Вы начали заниматься параклаймбингом?

– Все произошло случайно. Моя супруга Ольга, увидела объявление, что студентка 5-го курса НГУ им П.Ф.Лесгафта Иванна Воротилова приглашает людей с ограниченными возможностями для занятий адаптивным скалолазанием. Как только я вошёл в зал, во мне что-то ёкнуло.

Конечно, в первый раз я не смог подняться и на метр, но появился интерес, за какой же период я смогу победить детскую учебную стенку? Я начал заниматься дома зарядкой почти каждый день около часа. Руководитель клуба Илья Безуглый пошел навстречу и предоставил мне и моей супруге возможность посещать клуб бесплатно. Впоследствии я у Ильи спросил: «Почему ты разрешил нам бесплатное посещение?». Он ответил: "Мне интересно, что из этого получится". Чтобы ребенок не оставался один дома, мы его сдали туда же в детскую секцию.

Первые два месяца мы занимались по выходным, у нас были выезды на скалы в Карелию с тренером Олегом Никитиным. На естественном рельефе все совсем по-другому, это давало дополнительный повод к размышлению о дальнейшем саморазвитии, о том, как владеть руками и ногами. Через два месяца я поборол стенку в 4 метра, это было очень тяжело, но очень интересно.

Дальше – больше. Необходимо знать, как держаться на стене, быстро перемещаться, закручивать ноги, и много разных новшеств с учетом одной руки. Этим премудростям я уже учился в клубе «Ориентир» у тренера Веры Колчановой при подготовке к чемпионату мира. Я готовился к чемпионату очень серьёзно, у меня в неделю было до пяти тренировок, тогда еще не мог представить, насколько эти занятия мне помогут в дальнейшем.

Далее – успешное выступление на Чемпионате мира-2011. У меня до сих пор волнительное впечатление от этого мероприятия. Организаторы осуществили очень интересную задумку – выступление всех спортсменов на одной площадке. А сегодня даже награждение здоровых спортсменов и спортсменов с ОВЗ происходит вместе.

Если к этому мероприятию подходить позитивно, то процесс социализации очень мощный, такие совместные мероприятия необходимо проводить чаще и у нас в городе. А то как-то получается, инвалиды придумали себе спорт и сами там варятся, а про него, кроме инвалидов, никто не знает, а потом те же инвалиды говорят, а кому мы нужны, кому это интересно? После первого чемпионата я понял, как надо вести себя в этом мире, вот тогда я и осознал, что все проблемы берутся из головы – мы сами себе придумываем такие барьеры, за которые легче спрятаться, чем их разрушить, а сами не понимаем, что эти барьеры создаем своей "больной" головой.

- В 2015 году Вы защитили диссертацию о позитивном влиянии адаптивного скалолазания на реабилитацию детей с ДЦП. Как вообще возможно, чтобы дети, которые не ходят, могли преодолевать скалодром?

Для написания дипломной работы (Развитие способностей к удержанию равновесия у детей с ДЦП средствами адаптивного скалолазания) я пригласил детей 13-14 лет из коррекционной школы "Динамика". У всех был общий диагноз ДЦП, но разные формы, в том числе смешанные – один ребенок не умел глотать и пищу принимал из поильника.

Также у ребят отсутствует равновесие: дети не умеют наклоняться без опоры, продолжительно и неподвижно стоять на одном месте, и даже поворот корпусом тела без опоры для них небезопасен. Все замеры до начала эксперимента и после были выполнены с помощью стабилографического аппарата, диагностирующего состояние функции равновесия опорно-двигательного аппарата. Нареканий и противопоказаний от участников эксперимента и их лечащих врачей до и после проведения занятий не поступало.

Одна девочка продолжила заниматься у меня и после эксперимента. Она не могла без поддержки спускаться и подниматься по лестнице, вставать на цыпочки, приседать, вставать с положения сидя, прыгать и бегать. Её полный медицинский диагноз: ДЦП спастическая диплегия, внутриротационная дисфункция нижних конечностей, эквинокаво-варусная деформация стоп. Занимается она три раза в неделю. Уже через три месяца летом в Крыму она ходила на пешие экскурсии, рассчитанные на здоровых людей, там есть и горные тропинки, и достаточно протяженные маршруты. Спустя полгода с начала регулярных тренировок она смогла впервые в жизни забраться на детскую горку, о которой мечтала с самого детства. Сейчас девочка может вставать на носочки, выполняет упражнение "гусиный шаг", уверенно поднимается и спускается по лестнице без опоры и, конечно, забирается по стенке. Мама ею очень довольна, и девочка молодец, не сдается, она поняла для себя, что перспектива развития есть.

Отдельно хочется рассказать про мальчика, который хочет заниматься, но не может, ввиду тяжёлой формы ДЦП. Его мама сама имеет II группу инвалидности и не может его сопровождать. Попытка с моей стороны организовать секцию адаптивного скалолазания во Фрунзенском районе не увенчалась успехом. А мальчик надеется на меня и на тренировку. Кстати, после педагогического эксперимента, он научился глотать нормальную пищу, это сбылась его первая мечта, я рад, что с ним встретился.

Конечно, десятью занятиями выраженные патологии не изменить, но многие двигательные навыки можно развить, не прибегая к медицинскому вмешательству, при условии, что в конечностях сохранены двигательные функции. Здесь родителям необходимо быть настойчивыми в отношении развития своего ребенка, а не бегать с ним к "шарлатанам", которые предлагают "всё исправить" за один день. Самое главное, что родители верят в такое "чудо", как малые дети в Деда мороза. У ребенка годами формируется патология и происходит дальнейшее развитие сопутствующих основному диагнозу нарушений, но родители читают очередную рекламу и бегут туда с надеждой, что завтра ребенок встанет и побежит – такого быть не может! Родителям необходимо работать над собой, ведь чуда без работы не будет.

- Где в Петербурге можно заняться адаптивным скалолазанием? Кого принимают, какие есть медицинские противопоказания?

– Сейчас я тренирую взрослых незрячих спортсменов, есть положительная динамика и, конечно, призовые места на российских соревнованиях. Ко мне на тренировку приходит девочка из группы глухих, чемпионка России по сноуборду Ульяна Голубева. Также у меня занимаются дети с диагнозом "задержка психического развития" (ЗПР). Конечно, у меня занимаются дети с ДЦП и здоровые дети, вместе с ними. Никто от этого не страдает, а, наоборот, между детьми происходит обмен опытом и устанавливаются дружеские отношения.

Противопоказанием для занятия является тяжелая форма эпилепсии (неконтролируемая) и наличие открытых ран. Наличие допуска врача обязательно, а для людей, имеющих интеллектуальные отклонения все очень индивидуально. Я провожу тренировки на скалодроме магазина Планета-Спорт (Большой Сампсониевский пр., 45) и скалолазного центра "Трамонтана" (ул. Бронницкая, 24). Также есть доступ на скалодром клуба "Ориентир" (пр. Ветеранов, 6). Тренировки проводятся в малых группах (3-5 человек) или индивидуально.

- Вы уже много лет занимаетесь развитием адаптивного скалолазания в России. Что удалось сделать за это время, каковы ближайшие планы?

– Адаптивное скалолазание появилось в России в 2005-2007 годах благодаря вице-президенту и главному тренеру Федерации скалолазания России Александру Пиратинскому. А с 2012 года ФСР предложила мне развивать адаптивное скалолазание на общественных началах. Сначала я не мог понять, как мне это сделать. Потом придумал презентацию, и сейчас с этой программой катаюсь по России, стараюсь популяризировать этот вид спорта, в том числе, на своем примере. Меня стали приглашать как тренера-специалиста. Во многих городах открываются секции адаптивного скалолазания, например, в Уфе, Челябинске, Москве, Апатитах и т.д.

В 2010 году у ФСР была информация о 12 спортсменах. В 2015 году, когда мы провели Первый Чемпионат России, в нем участвовало 42 спортсмена из 14 регионов.

Конечно, большим препятствием для развития этого вида спорта является то, что адаптивное скалолазание не зарегистрирован в России как вид спорта, вследствие чего не финансируется государством. Поэтому в ближайших планах – подготовка документации (перевод международных правил, их дополнение с учётом национальных особенностей) для регистрации нашего вида спорта в Минспорта, и проведение II Чемпионата России в Екатеринбурге в ноябре-декабре. Также очень важно сейчас подготовить методику и методические рекомендации для работы секций по адаптивному скалолазанию.

- Принято решение к 2020 году включить скалолазание в список олимпийских дисциплин, будет ли адаптивное скалолазание представлено на Паралимпиаде-2020?

– Скалолазание вошло в программу Олимпиады, это дает надежду, что адаптивное скалолазание может быть принято в Паралимпиаду, но скорее всего это решение будут рассматривать после чемпионата мира в сентябре 2016 года. В России уже 8 спортсменов, которые могут составить конкуренцию на международных стартах. Но не надо забывать, хорошие спортсмены на месте не стоят, они также тренируются.

- Как вовлечь ребенка в спорт? Что посоветуете родителям, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься спортом.

– Мой старший сын занимался плаванием три года, но когда встал вопрос о переходе в спортшколу, мы отказались в пользу будущей технической специальности. Мы, наверное, также его и себя пожалели, что надо рано вставать, бежать на тренировку, потом учеба, опять тренировка, вечером уроки, а, может, еще одна тренировка и утром все с начало.

Наверно, я склоняюсь к следующему, что сдать ребенка в спорт с детства, это всё-таки прерогатива родителей "так надо", и это далеко не вовлечение. Вовлечение в спорт начинается после 16 лет, когда пойдут настоящие соревнования, и тогда родителям надо встать на сторону тренера, понять, сколько сил и терпения он вкладывает в ребенка. Без физического развития никуда. Я как-то обратил внимание, что мальчик лет десяти идет с "пузом" как у меня. И как на это смотреть? Мне иногда хочется родителей с мальчиком в один ряд на беговую дорожку поставить.

- Наверное, у Вас, как у каждого спортсмена, был период, когда хотелось уйти из спорта, что остановило? Как научиться преодолевать свою депрессию, хандру и идти вперед?

– Пока нет, таких мыслей у меня не было. Я хочу уйти от первой специальности (работаю бухгалтером), но меня не отпускает зарплата и семья, которую необходимо содержать. Вся моя спортивная деятельность меня и мою семью не кормит, скорее наоборот. У меня большое желание перейти в спорт, чувствую в себе потенциал, ну может не олимпийский, но развиваться есть куда. А вот когда разочаруюсь в спорте, могу работать реабилитологом с применением АФК или что-то новое пробовать.

А депрессию преодолеть можно только, если любую неудачу рассматривать как результат. И, конечно, ставить досягаемые планки в жизни, например, в ближайшее время подготовить рюкзак к походу на Северный полюс и заняться физической подготовкой. И даже если вы туда не пойдете, то, по крайней мере, вы не ушли в депрессию, и у вас на руках осталась реализуемая мечта.

Материал подготовлен Благотворительным Фондом в поддержку развития спорта инвалидов «ТОЧКА ОПОРЫ» (www.fondopora.ru)

Поддержать спортсменов с инвалидностью нашего города можно, связавшись с сотрудниками Фонда. E-mail: info@fondopora.ru Тел.: (812) 983 72 21

http://www.fontanka.ru/2016/09/16/075/ 

22 сентября, 2016