«Единая Россия» проведет мониторинг уровня развития партпроекта «Доступная среда» в образовательных учреждениях, заявил руководитель проекта, заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.
«В рамках партпроекта «Единая страна – доступная среда» мы планируем провести обсуждение госпрограммы «Доступная среда». Необходимо обсудить насколько, она является современной и отвечает тем задачам по доступности школ, которые были озвучены на Форуме соцработников. Мониторинг в школах и вузах будет проводиться не только на предмет физической доступности, но и на предмет наличия специальных условий, необходимого кадрового состава, наличия профессиональной переподготовки педагогов, владения ими необходимыми навыками» - рассказал депутат.
При этом он отметил, что в последние годы в России наметилась тенденция развития инклюзивного образования детей-инвалидов, которое закреплено в статье 24 Конвенции о правах инвалидов и считается наиболее эффективным в плане реабилитации и развития детей с недостатками здоровья.
«Необходимо понимать, что без создания соответствующих условий в общеобразовательных школах, без подготовки профессиональных кадров, обучать детей с инвалидностью в массовых школах преждевременно. Необходима большая подготовительная работа в этом направлении. Это не только создание безбарьерной среды. Работать с классом, включающим ребенка, имеющего специальные образовательные потребности (СОП), должен педагог, который прошел курсы повышения квалификации и имеет консультативную поддержку со стороны специалистов в данной области. В условиях инклюзивного обучения для ребенка, имеющего СОП, необходимо разрабатывать индивидуальную учебную программу, индивидуальный учебный план и, при необходимости, его должен сопровождать специально подготовленный воспитатель или социальный педагог. Это станет возможным, если, следуя мировому опыту, в каждом районе, на каждой территории будут созданы образовательные ресурсные центры, предоставляющие услуги специалистов разного профиля детям-инвалидам, обучающимся в школах данной территории, и, прежде всего, педагогическому персоналу образовательных учреждений (детских садов, школ)», - полагает Терентьев.
По его словам, также необходима подготовка специалистов по организации инклюзивного обучения на базе среднего и высшего профессионального образования, что, в свою очередь, влечет за собой изменение в тарифно-квалификационном справочнике, либо необходимость углубления программ подготовки специалистов (бакалавров, магистров) социальной работы, социальных педагогов. «Но в настоящий момент в типовых штатных расписаниях образовательных учреждений не предусмотрена ставка специалиста социальной работы, а организация инклюзивного обучения не входит в компетенцию социальных педагогов», - добавил депутат.
«Вместе с тем, в каждом конкретном случае вопрос инклюзивного образования может решаться в индивидуальном порядке. Если ребенок с инвалидностью хорошо подготовлен, то он может и имеет право по желанию родителей обучаться в массовой школе – при наличии в ней специальных условий», - уверен Терентьев.
Он также затронул развитие программы «Доступная среда», которая была принята в 2011 году на волне подготовки к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. «Правительство России и привлеченные общественные объединения инвалидов при разработке программы понимали, что на первоначальном этапе очень важно решить задачу приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов», - сказал депутат.
В этом направлении была проведена большая работа, и 1 декабря 2014 года был подписан федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» № 419-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2016 года. Государственная программа включает в себя 2 подпрограммы: «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»; «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы». «Можно в какой-то степени критически относиться к реализации «Доступной среды» в регионах Российской Федерации, однако хотел бы заметить, что это во многом зависит от самих регионов, от степени вовлеченности в реализацию программы региональных общественных объединений инвалидов. Что касается непосредственно вашего вопроса по поводу кризиса, то президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что все социальные обязательства государства будут выполнены в полном объеме», - напомнил руководитель проекта.
Этому свидетельствуют и победы наших паралимпийцев и сурдлимпийцев, считает Терентьев. «Государство оказывает серьезную поддержку развитию спорта среди людей с инвалидностью. Конечно, нерешенные задачи остаются, и это в том числе развитие массового спорта. Необходимо оказывать поддержку региональным федерациям, которые развивают паралимпийское и сурдлимпийское движение в регионах, в том числе в области развития массового спорта. Министерство спорта ставит перед собой серьезные задачи по повышению количества людей с инвалидностью занимающихся массовым спортом, и я выражаю уверенность в положительных результатах. Опять же решение этого вопроса во многом зависит от позиции региональных властей», - сказал депутат.
«В помощь Министерству спорта мы недавно разработали законопроект, предусматривающий закрепление за органами местного самоуправления полномочий по развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в муниципальных образованиях. Цель данного законопроекта - предусмотреть в строчке на спорт бюджета муниципального образования возможность направление средств в том числе на развитие адаптивного спорта на местном уровне. Сегодня это только федеральный и региональный уровень. На данный момент правительство Российской Федерации поддерживает идею законопроекта. Однако, правовое управление видит юридические не стыковки по наделению полномочиями региональный и муниципальный уровень, которые необходимо технически более чётко прописать», - уверен он.
Терентьев также рассказал, что в настоящее время система медико-социальной экспертизы (это обязательная процедура при получении инвалидности) проходит модернизацию в рамках «Доступной среды» с учетом достигнутого уровня ее развития, отечественного и зарубежного опыта, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. «Это создание федерального реестра инвалидов, в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты. Это возможность привлечения к разработке индивидуальных программ реабилитации (ИПР) организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Эти меры уже закреплены в принятом законе 419-ФЗ. Считаю, что необходимо большее внимание уделять не только повышению профессиональной компетентности экспертов системы МСЭ, но и по повышению правовой грамотности самих людей с инвалидностью. Знание своих прав является важным инструментом при любых взаимоотношениях с государственными органами, в том числе и при обращении в бюро МСЭ», - полагает депутат.
Вместе с тем, зампред комитета сообщил, закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен новой статьей 5.1., которая называется Федеральный реестр инвалидов.
Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты. Оператором указанной федеральной государственной информационной системы является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.
В заключение Терентьев отметил, что инвалиды часто испытывают проблемы при трудоустройстве. «Проблема, в первую очередь, в наличии у общества стереотипов о возможностях людей с инвалидностью, в том числе в сфере трудовой и профессиональной компетенции. Необходимо проводить работу именно по изменению отношения общества к людям с инвалидностью, через СМИ, через профессиональные конкурсы, через трансляцию успешного опыта трудоустройства людей с инвалидностью. С другой стороны, государство должно продолжать поддержку работодателей, использующих труд людей с инвалидностью, через различные механизмы. Это система квотирования, субсидии на создание специальных рабочих мест, налоговые преференции. Необходимо внедрять в практику деятельности центров занятости населения программы профориентации и профподготовки людей с инвалидностью», - уверен депутат.
5 мая, 2015