22-летний житель Владивостока, колясочник Сергей Павлиненко, живет с мамой на Терешкова, 7. Придомовая территория для прогулок инвалида никак не адаптирована и характеризуется известным выражением «то яма, то канава». Да и просто на улицу Сергей не мог попасть около года. Мостик в жизнь – пандус на первом этаже - пришлось выбивать через все инстанции.
Последний пролет
Корреспондента «Приморской газеты» Сергей Павлиненко встречает с мамой Еленой. С мая 2012 года по декабрь 2013 за пределами своей квартиры Сергей был всего несколько раз, когда выезжал на спортивные соревнования с общественной организацией. Тогда действовали волонтеры, которые встречали молодого человека на первом этаже и сносили через последний лестничный пролет.
В остальное время попасть на улицу, конечно, тоже хотелось, но мама, перенесшая две операции, помочь не могла. Средств на покупку пандуса – мостика через ступени первого этажа – у семьи не было. Существуя на две пенсии, особо не разживешься.
- Я написала в нашу управляющую компанию «Влад Дом», - рассказывает Елена Павлиненко. - Это не подействовало, и я обратилась в администрацию Владивостока. Там отреагировали, но лучше бы ничего не делали… В дом пришли рабочие и приварили к ступеням металлические швеллера. В ответ на нашу просьбу не приваривать, а сделать их откидными, они заметили, что в таком случае конструкция займет 20 см бокового пространства и люди не смогут носить мебель.
В доме на Терешкова швеллера не продержались и недели. На неудобные желоба, заставляющие падать и спотыкаться, пожаловались жители, и их сразу сняли без всяких предупреждений.
- Я вышла за хлебом, смотрю, нет швеллеров, - вспоминает женщина. - Звоню в «управляйку», а мне говорят, ваш пандус мешает жителям дома, вы, когда гулять соберетесь, позвоните, мы пришлем пару узбеков, они вас спустят и поднимут.
Спасительный мост
Конечно, звонить во «Влад Дом» Елена Павлиненко больше не стала, подождала немного и, не увидев никаких действий, написала напрямую в приемную президента. Письмо спустили до прокуратуры Первомайского района Владивостока. Местная прокуратура нарушений не выявила, сославшись на то, что дом является общей собственностью его жителей.
- Увидев это, я не выдержала, собрала все отписки, которые накопились, и отправила их в генеральную прокуратуру, - говорит Елена. - Письмо снова спустили, но на этот раз первомайская прокуратура подала в суд на нашу управляющую компанию, указав, что нарушены права инвалида, нет подъемного устройства. 5 декабря решение вынесли в нашу пользу, но потом опять все затихло.
Пандуса от управляющей компании семья Павлиненко так и не дождалась. 27 декабря долгожданный мостик в доме на улице Терешкова установили на совместно собранные средства активисты общественной организации инвалидов-спинальников «Ковчег». И хорошо, что установили. Чуть позже Елене сообщили, что была подана апелляция на вынесенное судом решение об установке пандуса - якобы в документах не был указан срок, в который управляющая компания должна поставить пандус в доме.
Сейчас откидным деревянным полотном пользуются не только Елена с Сергеем. Удобный мостик облюбовали и молодые мамы, спускающие коляски по лестничному пролету.
Фантастические условия
Пандус установлен, но есть еще одна беда, с которой семье пока справиться не удается. Узкий проход на балкон не дает Сергею попасть на него на инвалидной коляске. Сейчас там холодно, но за зимой придет лето, и наблюдать улицу молодому человеку вновь придется через окно.
- Был у нас архитектор из администрации города, обмерил все, обещал помочь, но вот с июля прошлого года помощь никак и не приходит. Говорили, вроде денег нет. Но разве может такое быть: на елку есть 7 миллионов, а на расширение балконного прохода для парня-инвалида 50 тысяч не найдется? - недоумевает Елена Павлиненко.
Из месяца в месяц взаперти, зимой и летом – такая ситуация может казаться фантастической для обычного человека, но вполне элементарна для колясочника, прикованного к инвалидному креслу. Рельеф Владивостока, лестницы, неподготовленные тротуары делают невозможной как обычную прогулку, так и поход в кино, цирк, театр. Здесь обычные люди и те, что с ограниченными возможностями, меняются местами – то, что первым кажется элементарным, для вторых недостижимо.
Отметим, что во Владивостоке уже три (!) года якобы реализуется программа «Доступная среда». Судя по всему, того, что сделано, еще очень мало – особенности нашего города ставят множество задач, решать которые необходимо для комфортного проживания всех его жителей, независимо от их физических возможностей.
http://primgazeta.ru/news/health/2014-02-06-mostik-v-zhizn.htm
6 февраля, 2014