Лидия Донец — инвалид детства, передвигается на коляске. По полгода не выходила из дома. Недавно удалось добиться строительства пандуса. Сейчас в планах — не остаться босиком. Эта задача оказалась более сложной. Донец нужна обувь. Не простая — ортопедическая, подогнанная под деформации ног. К Лидии Ивановне специалисты должны приехать домой, снять мерки и в течение месяца пошить ботинки. Сапожника Донец ждет три года. Все это время обувь заменяют носки.
«Сейчас я буду убираться, подметать, в носках упираясь. А зимой как-то пришлось ехать на день инвалидов в кафе. Так я на ноги вообще пакеты надеваю», — рассказала Лидия Донец.
Сотрудников соцстраха, в чьем ведомстве ортопедическая обувь, Донец все же дождалась, не без участия журналистов. После звонка в краевое представительство федерального фонда Лидии Ивановне наконец-то дали направление. После приехали и специалисты из протезного предприятия. Такая непростая схема снабжения, говорит инвалид, работает всего восемь лет.
«Не было этого. Кому-нибудь скажи, что мы доживем до такого... Все это было четко. Я даже не знала, кто нас финансирует, даже не вникала», — рассказывает Лидия Донец.
Теперь вникать инвалиду пришлось. Донец выяснила: на Кубани пять организаций, где шьют обувь. Особо сложную — на федеральном государственном краснодарском протезно-ортопедическом предприятии. Сюда обращаются инвалиды со всего края.
В коридорах предприятия пусто. Люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кто может передвигаться, только начинают заказывать обувь в июле. По закону взрослым инвалидам полагается две пары в год, детям — четыре. Отсутствие очередей не потому, что обувь не нужна. Деньги поступили через полгода после заключенного с региональным фондом соцстрахования контракта.
«До мая этого года не было контракта на изготовление сложной ортопедической обуви. С мая заключили несколько контрактов на небольшие суммы на обеспечение инвалидов, в 2013 году сложная ортопедическая обувь будет», — утверждает Юрий Колесник, директор ФГУП «Краснодарское протезно-ортопедическое предприятие».
Эта система в России работает с 2004 года. До этого государственные средства направляли сразу в организации, которые шили обувь. Теперь деньги поступают в региональный фонд соцстраха. Там их распределяют на нужды инвалидов. В списке 45 средств реабилитации. Ортопедическая обувь — далеко не первая в перечне, поэтому и очередь. Сейчас в ней более 1200 кубанских инвалидов. Ситуация стандартная, заявили в региональном фонде социального страхования.
«Ситуация у нас примерно одинаковая. Каждый год процент обеспеченности по состоянию на конец года колеблется около 96%», — поясняет Азамат Хамерзоков, начальник отдела социальных программ ГУ Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования РФ.
«То есть, ежегодно без обуви остаются 4% инвалидов, это примерно 100 человек. Таким результатом в региональном ФСС гордятся. И уверяют: ситуация с Лидией Донец единичная. Однако и тут, не особо разыскивая, мы наткнулись на пять подобных случаев. В последний момент инвалиды отказались общаться с журналистами. Возможно, побоялись, что вновь попадут в те самые 4%, которые остались босиком», — говорит корреспондент «Девятого канала» Анжелика Ефимова.
11 июля, 2013