Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия

Не время для инвалидов

Как обустроить свою жизнь, если ты передвигаешься только в коляске, а походы за пределы квартиры требуют столько организационных и физических хлопот, сколько у здорового человека уходит на кругосветное путешествие? Наталия Васехо, инвалид 1-й группы, пытается наладить свой ритм жизни сообразно своим физическим возможностям, но не всегда это получается – и не по ее вине.

Наши читатели знакомы с Наталией, которая не может ходить, но мужественно борется за свои права («Час», 8 мая, «Как выжить инвалиду?»). Это нелегко и здоровому человеку, а прикованному к постели – в десять, сто раз сложнее.

«У меня есть направление семейного врача на курс занятий в бассейне, но я уже два года жду очереди на участие в государственной бесплатной программе в национальном реабилитационном центе «Вайвари», – рассказывает «Часу» Наталия. – Пока я начала ездить в реабилитационный центр сама, покупая время в бассейне. Без этих процедур мне не поддержать свои силы».

Легко сказать – начала ездить. Это не в соседний магазин за хлебом отправиться, это из Риги добраться до Вайвари. Наталия рассказала, как у нее это получается. «Начнем с того, что я живу на третьем этаже, и уже проблема – спуститься по лестнице. Спасибо департаменту благосостояния Рижской думы – мне выдали переносной подъемник, и с помощью ассистента Татьяны я выезжаю на улицу».

Сначала Наталия ездила в Вайвари автобусом Рига – Талси. Сопровождали ее помощница и сын, который на этот день отпрашивался с работы. Междугородные автобусы не приспособлены для инвалидных колясок, и сын на руках вносил маму в автобус и в Вайвари выносил – и соответственно усаживал коляску.

Потом Наталия узнала, что можно воспользоваться услугами железной дороги. Дело это хлопотное, но для инвалида необходимое.

«Надо заранее созвониться с предприятием «Пасажиеру вилциенс» и сообщить, каким рейсом я поеду в Вайвари, тогда предприятие пускает специальный вагон, приспособленный для посадки инвалидов-колясочников», – поясняет читательница. – Это очень удобно. Я приезжаю за полчаса до отправления поезда, приходят четыре работника в оранжевых жилетах и помогают сесть в вагон, а на станции Вайвари встречают другие работники и принимают пассажира и коляску».

Тронутая такой заботой, Наталия организовала себе часы посещения бассейна в реабилитационном центре «Вайвари» с таким расчетом, чтобы ей утром можно было собраться, чтобы освободился с работы сын и помощница Татьяна была наготове – у нее на попечении еще два инвалида. Такое координирование, телефонные звонки требуют от инвалида определенного времени, денег на телефонные переговоры и, конечно, организаторских способностей. Но получилось, что столько физических и моральных сил потрачено зря.

Электричка Наталии уходит из Риги в 10.54 и в 15.29 отходит от Вайвари. Это время удобно для всех участников поездки и рассчитано по минутам. В бассейне Наталия платит за два часа. Однако через несколько занятий ей объяснили, что, оказывается, она пришла в бассейн не в то время.

«В 12.20, как обычно, я спустилась в бассейн, а в 13.00 меня стали оттуда выгонять: сообщили, что надо чистить бассейн. Меня пришла уговаривать даже директор реабилитационного центра, вызвали охранника, но я осталась на второй уплаченный час. Я отказалась покидать бассейн – это была моя форма протеста».

Наталия рассказывает, что в ее поездках в бассейн задействовано много людей, это ее маленький подвиг, а также ее помощницы, сына, работников «Пасажиеру вилциенс», которые организуют для поездки специальный вагон. Почему же работники реабилитационного центра не могут пойти навстречу?

«На этот вопрос мне ответили, что устали идти всем навстречу», – сетует женщина.

«Час» созвонился с реабилитационным центром «Вайвари», чтобы услышать точку зрения учреждения. Там сообщили, что рассмотрели письмо Наталии Васехо.

«С 13 до 14 часов у нас санитарный час, когда мы должны чистить бассейн, – говорит юрист Инга Зилберга. – Мы пытались объяснить клиенту, что она может выбрать любое другое время – бассейн работает до 21 часа, но клиент не хочет идти навстречу. Ради одного человека мы не можем поменять график работы».

Странно, что подобные конфликты возникают в оздоровительном учреждении – на фоне все больших инициатив и возможностей, которые предлагает инвалидам министерство благосостояния, равняясь на европейские стандарты.

 

 

 

 

 

http://www.chas.lv/society/theme/city/27008-2012-08-07-g026.html

7 августа, 2012