На днях в Смольном подвели итоги масштабной программы «Создания доступной среды» для инвалидов на 2013-2015 годы. Даже по официальной статистике Петербург адаптирован для таких граждан всего на 37,5% (в среднем по России - на 18%). А значит, город по-прежнему остаётся чужим для прикованных к коляскам и костылям, мам с малышами, пожилых людей.
Прыжок из автобуса
По отчётам чиновников, чтобы снять границы между людьми здоровыми и не очень, сегодня трудятся 22 комитета и 18 районных администраций. Из федерального и местного бюджетов на эти цели выделено без малого 10 млрд руб. Только в 2015 году планируется приспособить к нуждам попавших в беду 478 объектов, причём «на 149 работы уже выполнены». Правда, Георгий Полтавченко не стал слушать эту успокаивающую статистику, а привёл результаты опроса, подготовленного независимыми экспертами. 27% тех, кого называют маломобильными группами, отрицательно оценивают доступность городской среды, 38% с трудом добираются даже до собственной квартиры, 21% - не могут попасть в поликлиники и больницы, 23% тяжело заходить в общественный транспорт. А 22% прямо заявили, что к ним относятся плохо те, кто должны помогать. «В том числе и мы с вами», - заметил губернатор подчинённым.
Конечно, многое меняется
«Подвижки большие, - считает Алексей Колосов, председатель петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. - Например, появление «говорящих» светофоров на улицах или специальная рельефная линия вдоль платформы на каждой станции метро - большой прогресс. Также в метро при соблюдении определённых условий можно спускаться колясочникам, а вскоре в подземку будут пускать незрячих с собаками-поводырями. Однако нам так и не удалось добиться, чтобы в каждом новом лифте с помощью шрифта Брайля или специально нанесённых цифр инвалид по зрению мог найти кнопку нужного этажа. Будем обращаться в Госстройнадзор».
Бесконечно идут разговоры и о низкопольных автобусах с аппарелями, помогающими преодолеть поребрики, ступени и высокие тротуары. Город даже закупил такие машины, однако выдвинется платформа или нет, зависит от водителей, а они, как показывает реальность, часто забывают это сделать. В итоге колясочники вынуждены «прыгать» из салона на тротуар, и нередко такое приземление заканчивается травмой. Зная все эти особенности, к нам почти не едут туристы с ограниченными возможностями. Для Петербурга с его исторической привлекательностью это серьёзная потеря, ведь в мире такие энтузиасты составляют 8-11% от всех путешественников.
Не положено?
Поразительно, но на людей с проблемами у нас не обращают внимания, даже когда их права подкреплены всем понятными знаками. Так, у торговых комплексов, общественных учреждений, театров, вокзалов специально выделены места для парковки инвалидов. Результат? Все они заняты обычными автомобилями. Нарушителей не пугают и солидные штрафы в 3 тыс. руб. Ну а создание соответствующей инфраструктуры, похоже, превратилось в бесконечную говорильню. Все всё обещают, но почти ничего не делается.
«Сейчас, например, во многих районах Петербурга благоустраиваются дворовые территории, - переживает Сергей Поюнов, колясочник, технический эксперт. - Я лично побывал на нескольких площадках - территории для инвалидов не оборудуются! Подходил к прорабам, требовал, чтобы занижали поребрики, делали съезды, отвечают: «Не предусмотрено!» Да как так, если все стройки в нашем городе должны вестись с учётом интересов людей с ограниченными возможностями? Вот и получается, что власти заботятся об инвалидах лишь на словах. На деле же 90% - пленники своих квартир».
Сегодня губернатор потребовал от районных начальников лично проверять здания, которые возводятся или реконструируются за счёт бюджета, насколько они оборудованы пандусами и подъёмниками. А для организаций, не обеспечивших благоприятную среду, ввести административные штрафы. Вот только что-то подсказывает, что эта среда ещё долго останется недоступной.
Елена Данилевич
1 августа, 2015