Назад в основное меню
Закрыть Главное меню
Шрифт
Цвет
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Изображения
картинки
Звук
картинки
Интервал между буквами
Нормальный
Увеличенный
Большой
Обычная версия
версия
На предыдущую страницу

Неподступная доступность. Пока безбарьерная среда в Беларуси в основном на бумаге

Неподступная доступность. Пока безбарьерная среда в Беларуси в основном на бумаге

Городские власти отчитываются: 54% столичной инфраструктуры приспособлены для инвалидов-колясочников. Это дает основание создать особенную карту Минска – карту доступности. Однако общественные организации уверены, что цифры взяты с потолка и при нынешнем подходе к безбарьерной среде карта будет бесполезной. О том, как бордюры перерастают все мыслимые пределы, читайте в нашем материале.

Доступность без "более" и "менее"

С начала этого года СМИ не раз сообщали, что Мингорисполком планирует создать карту доступности - некий сервис, который позволит увидеть объекты, где безбарьерная среда создана целиком, где – частично, а где ее пока нет. Создать такую карту собираются, по разным заявлениям, к 2015, а то и к 2013 году. Однако в Офисе по правам людей с инвалидностью считают, что до того, как создать карту, надо навести порядок с этой самой безбарьерной средой. Она должна быть не только и не столько в исполкомовских и министерских отчетах, сколько в наших домах и на наших улицах. К тому же, чтобы включать в карту здания и сооружения, надо разработать точные критерии. Критерии, которые позволят проводить мониторинг объектов, определяя их доступность.
В минувшую пятницу специалисты Офиса по правам людей с инвалидностью, а также организаций инвалидов-колясочников (Минское районное отделение БелОИ, Гомельская организация инвалидов-спинальников и Мозырское отделение Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, а также представитель архитектурного факультета БНТУ) тестировали вопросник для такого мониторинга, составленный ими же. Тестировали, так сказать, в поле, проверяя качество бордюров и пандусов на перекрестке улиц Чкалова и Воронянского.

Любопытно, что на тестировании анкеты присутствовал и председатель Минского велосипедного общества Евгений Хоружий. Дело в том, что велосипедная организация заинтересована в том же, в чем заинтересованы люди с инвалидностью: в создании нормальной, удобной среды. Правда, в поле зрения велосипедистов - в первую очередь бордюры, в то время как круг интересов у тех же людей на инвалидных колясках - гораздо более широк. Сразу стоит заметить, что эти люди не просят в отношении к себе каких-то уступок - они просто требуют выполнения законов. Как-никак по закону все строительные объекты, возведенные в Беларуси с 1994 года, должны были строиться по правилам безбарьерной среды. Однако, к стыду контролирующих органов, эти требования выполняются в большинстве случаев лишь на бумаге...

Пандусы, согласно анкете мониторинга, должны соответствовать многочисленным параметрам. Для чистоты эксперимента специалисты проводят измерения и пандусов в подземных переходах, однако инвалиды-колясочники утверждают: ни по одному из таких, что изображен на фотографии, спуститься без прямого риска для жизни невозможно. Во-первых, уклон этого пандуса превосходит все нормы, во-вторых, поручень начинается на приличном расстоянии от начала самого пандуса - сила мысли при создании данного архитектурного чуда была, похоже, близка к нулю.

А этот довольно свеженький пандус, казалось бы, и невысок, и уклон пандуса неплох, и поручни аж с двух сторон... Однако попросив представителя Минского районного отделения "БелОИ" Андрея Бануха протестировать его, замечаем и тут похожую нелепость...

- Я достаточно спортивный человек - и еле заехал! Дело в том, чтобы заехать на этот пандус без проблем - элементарно очень сильно не хватает длины перил. Это какие длинные руки надо иметь! А в это время все нормы по таким объектам оговорены в четырех бумагах, принятых на уровне Совета министров. И таких нелепых пандусов, без преувеличения, около 90%, - рассказывает Андрей.

Следующий тест - бордюр на пешеходном переходе к ДК железнодорожников.





По нормативам, высота понижающих бордюров должна быть максимум 4 сантиметра. Здесь мы намерили в три раза больше.

Преодолеть этот барьер раньше, чем для пешеходов загорится красный, Андрею удается только с посторонней помощью.

Надо сказать, что минские велосипедисты отмечают на специальной карте препятствия для велосипедистов, в числе которых и пресловутые высоченные бордюры.

Вот дом, который построил Джек, а это барьер к дому, который построил Джек


Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский рассказывает о том, что не всякое здание, оборудованное даже самым идеальным пандусом, можно считать доступным :
- По всему проспекту Независимости сделали показательно соответствующие нормативам пандусы – казалось бы, вот вам наконец-то доступность. Но чаще всего тот, кто поднялся по этому пандусу, не может войти в здание. Почему? Либо ширина дверей не соответствует нормативам, либо прямо в здании оказываются еще ступеньки, по которым взобраться человек уже не может.

В качестве примера уже знакомый нам Андрей приводит обувной магазин "Мегатоп", что расположен на проспекте Независимости. Есть и аптека, в которую, несмотря на показательный бордюр, попасть человек на коляске не может.
- Вот как вы думаете, станут чиновники наносить такие здания на карту как доступные или нет? - задается вопросом Сергей Дроздовский.

Возможно, считают доступным чиновники комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома и свое здание. Если да, то тут люди на инвалидных колясках не согласятся.

- Само здание комитета недоступно для коляски. Комитет не обеспечен специальными парковочными местами, а чтобы проделать путь от парковки ко входу, нужно проехать через бордюр, который выше нормативного в два раза. Пандус на входе сделан с нарушением норм: он круче, чем нужно, и сделан из скользкого мраморного покрытия, которое не выдерживает даже малейшей влаги, не то что наледи. Передвигаться по нему просто опасно! Двери помещения ýже нормативных – там не любая коляска может проехать. Доступен только первый этаж, а туалет недоступен для колясочника. Конечно, можно гигантскими усилиями затащить туда инвалида на коляске, но это считать доступным или все-таки нет? У нас есть серьезные сомнения в том, что некая рабочая группа при таком отношении к пониманию доступности сможет сделать эту карту доступности качественно, - говорит Сергей Дроздовский. 

Пока что Офис, который занимается серьезной аналитической работой по обращениям граждан с инвалидностью, не видит стремления чиновников решать проблемы создания безбарьерной среды вместе. По крайней мере, пока специалистам Офиса не удалось выяснить, кто же все-таки входит в ту самую рабочую группу при комитете по труду, занятости и социальной защите, которая должна будет создать карту доступности.

- Есть опасность популистских штук. Например, есть на карте Москвы в "гугле" особый слой, где каждый желающий может отметить объект и написать, что он доступен или частично доступен. С одной стороны, неплохо, но с другой - мы сталкиваемся с тем, что у каждого человека есть свой взгляд на доступность, и такая карта не может быть объективной для всех, - объясняет Сергей Дроздовский.

Однако карта картой, но в Москве после вступления в должность мэра Собянина дело с безбарьерной средой значительно улучшилось. Приведение городской среды в адекватное законам состояние идет быстрыми шагами. К тому же журналисты TUT.BY еще весной этого года убедились воочию - здание Музея космонавтики безбарьерно. И это соответствует тому, что отражено в карте, о которой говорит Сергей Дроздовский. Однако нам до московского состояния безбарьерной среды - как до Луны.

- Мы общались с белорусскими компаниями, которые занимаются картографией, разговаривали и с собственниками компании, которая делает карты для навигаторов. Они согласны создать специальный слой доступности. Но создать карту - это последний этап, самый несложный. Повторяю: самое трудное - это сформировать набор критериев по доступности, а потом посмотреть, сколько все-таки объектов реально доступны для наших людей. Чем мы сейчас и занимаемся, - говорит Сергей Дроздовский.

Сергей объясняет, что раньше был специальный СНИП по доступности, сейчас его части разбросаны по общим строительным нормам. С 1994 года запрещен ввод в действие неприспособленных объектов. Есть и специальная статья в КоАП, где прописана ответственность за нарушения в архитектурной сфере. Однако сегодня происходит тотальное нарушение этих законов.

- Органы МЧС просто категорически не принимают здание до того, как оно не будет приведено в соответствие нормам пожарной безопасности, а вот в отношении безбарьерной среды постоянно допускается "сделаете потом" и так далее... Почему-то ставят свои подписи члены комиссий, принимая неприспособленные здания - между прочим, делая это в нарушение законов. И вообще еще на первом этапе утверждения проекта объект не должен утверждаться, если проект не соответствует нормам безбарьерного строительства. Как бы ни хотел заказчик, ни один проектировщик не имеет права проектировать без соблюдения норм по безбарьерной среде. То есть повсеместно сегодня мы видим грубые нарушения законов, на которые все закрывают глаза. 

Десятки курьезных и вместе с тем печальных примеров можно услышать из уст представителей Офиса. Один из них - туалеты. Вы замечали, что достаточно часто у нас три вида туалетов - для мужчин, для женщин и для инвалидов? О том, что инвалиды тоже бывают женского и мужского пола, мало кто задумывается. Мало того, в некоторых зданиях к вопросу подходят с "выдумкой".

- В гостинице Crowne Plaza Minsk туалет для инвалидов находится в женском туалете... В мужском туалете такой кабинки нет! Вот как такое понимать? - удивляется специалист по связям с общественностью Офиса Таисия Пастухова.

- Потрачены деньги на возведение Национального академического большого театра оперы и балета. В нем старались обеспечить доступность: есть лифт, специальные туалеты, но для того, чтобы подъехать к театру на коляске, надо преодолеть шлагбаум, который постоянно закрыт, а бордюры на подходах к театру высотой в 15 сантиметров. Внутри театра сделан пандус в нарушение норм. Каким его собираются изобразить на карте - доступным или нет? - добавляет Сергей Дроздовский.

Анкету для мониторинга собираются сделать универсальной для самых разных зданий и сооружений. Ожидается, что она позволит производить мониторинг целых маршрутов человека с инвалидностью - например, доступен ли для колясочника путь от дома до остановки, от остановки до аптеки или от порога квартиры до театра. После составления анкет представители Офиса направят их в Министерство труда и социальной защиты и подчиненные ему организации. Большой победой будет, если удастся убедить вкладывать такие анкеты в документацию по каждому вновь строящемуся дому. Тогда хотя бы новые объекты можно будет делать максимально доступными для людей, которые ими пользуются.

Кстати, по тем же отчетам комитета по труду и соцзащите Мингорисполкома, 60% жилищ, в которых есть инвалиды-колясочники, доступны. Однако, уверяет Офис, речь и тут идет почти во всех случаях лишь о пандусах к дверям подъезда... По оценкам Офиса, не более чем в 10 процентах жилищ является доступным пространство сразу за дверью подъезда...





http://news.tut.by/society/319971.html

18 ноября, 2012