Тверская область часто используется федеральным правительством для апробирования пилотных проектов. Видно, просто близко расположена, и можно без проблем провести мониторинг результатов. Федеральная программа «Доступная среда» начала действовать в Верхневолжье в 2011 году, она рассчитана на данный момент до 2015 года. Ее цель — сделать для людей с ограниченными возможностями городскую среду такой, чтобы они могли вести полноценный образ жизни. На деле получается что-то похожее на олимпийскую стройку, с той лишь разницей, что Сочи все равно подготовят к февралю, сколько бы это ни стоило.
«Доступная среда» в Тверской области — это восемь направлений (здравоохранение, образование, социальная защита, занятость, культура, физическая культура и спорт, транспорт, информатизация и связь), 12 муниципалитетов-участников и 870 млн рублей за два года «пилота» (20% годового бюджета областного центра). При этом в регионе с населением 1,3 млн человек почти каждый десятый житель является инвалидом (как и в целом по России), а более 20 тыс. людей с ограниченными возможностями имеют патологии по слуху, зрению, психические заболевания, являются детьми-инвалидами или инвалидами-колясочниками.
За это время, согласно «бодрой» отчетности правительства региона, под нужды инвалидов адаптированы 118 объектов здравоохранения, культуры, спорта и социальной сферы; 62 транспортные остановки; 3 основных автобусных и троллейбусных маршрута Твери, 210 единиц транспорта оснащены бегущей строкой и голосовыми информаторами, приобретено 24 низкопольных автобуса.
С таким багажом проделанной работы программа утверждается на 2014-2015 годы. А там путевки на отдых, психолого-педагогическое обследование детей-инвалидов по зрению, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы и т.д.
Это все замечательные и нужные вещи, но складывается ощущение, что не о том речь. Или не ставьте цели, которых не сможете достичь, или признайтесь, что львиная доля огромных вложений ушла на покрытие иных, не специальных, программных расходов типа установки пластиковых окон и новых дверей в больницах.
Пока же расхождения суровой реальности с заявленным «городом без барьеров» только обижают людей с ограниченными потребностями. Например, широкий резонанс в СМИ вызвало письмо трех инвалидов конца прошлого года «"Доступная среда" для беззакония, равнодушия и лжи»: «Закупленные специальные троллейбусы и автобусы по программе "Доступная среда" вряд ли будут востребованы инвалидами… ведь все социально значимые учреждения (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, социальная защита и др.) находятся в зонах транспортной недоступности, кроме такси. <…> В поисках справедливости инвалиды обивают пороги властных структур. Обращения с жалобами в многочисленные "общественные приемные" (губернатора, партии "Единая Россия", премьера, президента, в Общественную палату и т.д.) выявили всю несостоятельность и никчемность этих институтов. Инвалидов гоняли "по кругу"».
Видением проблемы в районах области со стороны тех, на благо кого и задумывалась вся программа, поделилась с корреспондентом «Русской планеты» Мария Грезнева, руководитель клуба «МИР» («Молодые инвалиды Ржева»):
– Проблема в том, что непонятно, кто должен следить за соблюдением закона. Все проекты зданий — как строящихся заново, так и подвергнутых капитальному ремонту — должны предусматривать пандусы, перила дли инвалидов. На практике про закон о социальной защите инвалидов забыли. И если не напоминать о себе, то все правила останутся только на бумаге. Пока не появился наш клуб, мы не могли найти концов, кто именно должен отвечать за соблюдение ГоСТов и СНИПов.
В связи с этим пользователь Тверьнета kurt_meyer на одном из форумов заметил: «Если откровенно, то лично я вообще не понимаю проводимой сейчас заботы об инвалидах. Это забота сама по себе имеет большую степень инвалидности. Начинать надо элементарно с другого. Вот пример: везде в городе сделаны пандусы в магазины и удобные съезды с бордюра, везде положена тактильная плитка и прочие удобства. Но! Как инвалиду добраться до улицы? Зачастую они живут в хрущевках на 3-4-м этаже, да им элементарно нет никакой возможности выбраться на улицу».
В своем блоге бывший депутат Тверской городской думы Юрий Кобцев при анализе реализации программы резюмировал: «После разговора со многими людьми с ограниченными возможностями пришел к такому выводу: на средства, что были выделены на "доступную среду", можно было бы построить единый центр. Здесь бы инвалид мог оплатить услуги ЖКХ, отчитаться перед налоговой службой, получить необходимые справки и консультации по многим вопросам, а не ездить по всему городу в поисках того или иного документа, преодолевая "доступную среду"».
Итак, пресловутая системность. Можно выделять сотни миллионов, но, когда сначала кладут обычную плитку на тверских остановках, а потом зимой начинают перекладывать ее на тактильную под смех всего города, стоит задуматься, сколько еще учиться местной властной «прокладке» заполнять пространство действия между хорошей идеей и ужасным исполнением. А ведь чем хуже сделано — тем больше отдаляется от остального общества каждый десятый житель Верхневолжья, вынужденный бороться со своими недугами в одиночестве «недоступной среды».
14 августа, 2013