Большую часть минувшей недели столица привычно провела в пробках. И в поисках места для стоянки парковочные "карманы", которые сейчас делают на обочинах дорог, кардинально ситуацию не меняют. Отдельная проблема – это места, выделенные на стоянках специально для инвалидов. Замечают ли вообще автолюбители специальные знаки, чётко указывающие, что здесь паркуются только люди с ограниченными возможностями?
"Ни одного парковочного места здесь нет", - у Ольги Тимофеевны проблема, как и у большинства автомобилистов. Вот только от большинства её отличает специальный знак на лобовом и заднем стекле машины. Таким же знаком обозначены и специальные места на парковке. Но то, что для инвалида это не привилегия, а необходимость, женщине приходится доказывать каждый день. Она плохо ходит, а другие – плохо видят знаки и яркую разметку.
По нормам, у общественных и социальных учреждений места для инвалидов должны занимать не менее 10% от всех парковочных мест. Но Москва хоть и большая, а места в ней мало. У торгового центра на юго-западе Москвы мы не нашли, где встать даже на "Оке". Эта крохотная машинка, видимо, от безысходности, прижалась к столбу. Едем дальше. На два 16-этажных жилых дома на улице Новаторов выделено всего шесть специальных мест. И те уже поделили. Кто-то даже застолбил, поставив парковочные замки.
"Мне так и хочется им сказать: заберите наши костыли, мои больные ноги, инвалидную коляску, которую я вожу с собой, и ставьте тогда на этих стоянках", - возмущается Ольга Абукова.
Людям здоровым – не до оскорблённых чувств инвалидов. Зрячими, ходящими, слышащими заставлено всё – у домов, у собесов, у больниц и магазинов. Втиснуться, как это бывает, со скрипом и скандалом инвалид на машине не может. Ведь чтобы выйти из-за руля и пересесть в коляску, дверь нужно открыть максимально широко. Именно поэтому места со знаком "стоянка для инвалида" шире обычных – 3,5 на 6 метров.
"Автолюбитель видит пустое место, и у него срабатывает рефлекс, инстинкт: занять это место. Если не ты его займёшь, займёт кто-то другой. И, к сожалению, в это время о человеке на коляске никто не думает", - подчёркивает заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев.
Тяжелее всего в центре города. В режиме тотального дефицита парковочных мест на стоянку для инвалидов умудряются впихнуть даже автобус.
- Вы видели знак? Почему вы встали на место для инвалидов?
- Я детей высадил и отъехать хотел. Дорогу перешёл – и меня остановили, - оправдывается водитель.
Теперь водителю грозит штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Но ужесточение санкций, по наблюдениям экспертов, работает первые три месяца – пока идёт привыкание к новым тарифам. После – водители снова перестают в упор видеть знаки.
"Правило большинства у нас не работает. Человеку, который соблюдает правила дорожного движения, на заднем стекле пишут "лох" крупными буквами. Наше законодательство, которое подразумевает места для инвалидов, но не создаёт для этого условия, тоже работать не будет", - убеждён руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Торговый комплекс на Красной Пресне. На местах с табличками – элитные иномарки. Женщина-водитель белой "Хонды" общаться с инспектором в присутствии камеры отказалась, дав понять, что ничего предосудительного не сделала. Буквально через минуту после её отъезда на то же место со знаком паркуется уже другой автомобиль. Водитель вступает в пререкания.
- Я не стоял, а разворачивался.
- Вы стояли, пока охранник к вам не подошёл и не сказал, что здесь ставить не надо.
- Что мне ваша охрана? Вы с охранниками сами разбирайтесь. У меня другая проблема, мне надо было где-то припарковаться, - заявляет водитель.
Хорошо, когда нарушителя удалось застать в машине, говорят инспекторы ГИБДД. Как правило, автомобиль оставляют практически на целый день. А без владельца полицейские с таким авто ничего сделать не могут. Ведь если на машине нет обозначений, догадаться, есть ли у водителя инвалидность, невозможно. Поэтому эвакуировать автомобиль со специального места инспекторы не торопятся.
"Если потом окажется, что водитель на самом деле инвалид какой-либо группы, если предоставит все документы, то аннулируют постановление инспектора в отношении машины. И инспектора ещё, возможно, накажут", - отмечает инспектор 4-го батальона полка ДПС ГИБДД УВД по Центральному округу Москвы Сергей Ожован.
Эти люди не любят, когда говорят, что их возможности ограничены. Потому что сами так не чувствуют. Равно как и понимают, что с иными водителями делить им, в общем-то, нечего, пока те сами не начнут.
21 октября, 2012