Министерство инфраструктуры Украины снова поднимает флаг борьбы со спекуляцией железнодорожными билетами. Для этого планируется внести целый ряд изменений в Правила перевозки по железным дорогам пассажиров и багажа. Эти изменения будут внесены приказом, проект которого появился на сайте министерства.
В первую очередь изменения коснутся порядка продажи билетов. После того как приказ будет подписан и вступит в силу, железнодорожные билеты вновь станут именными. Напомним, что в 90-х годах подобный порядок уже действовал. Нынешний отличается только тем, что на билетах начнут указывать фамилию и имя, а не инициалы, как было прежде.
При покупке билетов пассажиру не придется предъявлять документы. Имя и фамилию запишут просто с его слов. Таким образом, человек сможет попросить приобрести билеты родственника, друга или, например, туристическую компанию.
В случае, когда билет покупается через интернет, имя и фамилию пассажира указывает владелец пластиковой карточки, при помощи которой оплачивается покупка. Если пассажиры отправляются в поездку организованной группой, то на всех билетах указываются имя и фамилия ее руководителя.
Единственным исключением из правила могут быть пассажиры, сопровождающие в поездках инвалидов первой группы. Если на момент покупки билета инвалид еще не определился с тем, кто будет помогать ему в дороге, то имя и фамилия в билете для сопровождающего указываться не будут, а вместо них напечатают специальный код, принятый в автоматической системе «Укрзалiзницi», а также имя и фамилию самого инвалида. Подобным же образом можно будет оформлять билеты для лиц, сопровождающих детей-инвалидов. В билетах на электрички имя и фамилию пассажиров указывать не станут.
Таким образом, отправляясь в железнодорожную кассу, брать с собой паспорт не придется. А вот при посадке в вагон, в соответствии с проектом приказа, пассажир должен будет предъявить проводнику, кроме билета, также документ, удостоверяющий личность. Кроме паспорта, это может быть временное удостоверение гражданина Украины, паспорт для выезда за границу, дипломатический или служебный паспорт, удостоверение личности моряка, проездной документ ребенка, свидетельство о рождении ребенка или другие документы, удостоверяющие личность и имеющие информацию о дате рождения, военный билет, водительское удостоверение, студенческий билет.
Если имя и фамилия, указанные в документе, не соответствуют напечатанным на билете, пассажир не будет допущен в вагон. Правда, в министерстве учитывают возможность ошибки кассира при введении данных. Поэтому при незначительных отличиях (не более трех знаков) пассажиру все же позволят сесть в поезд.
И все-таки при покупке билета следует быть внимательными и проследить за тем, чтобы имя и фамилия были указаны правильно. Соответствующий пункт будет внесен и в правила перевозки: «При получении проездного документа пассажир должен, не отходя от кассы, проверить правильность указанных в нем сведений, в том числе фамилии и имени...» И, заметьте, это не просто благое пожелание железнодорожников пассажирам, а строгая юридическая формулировка, которая означает, что если человек через час после покупки билета прибежит в кассу с требованием поменять в билете неправильно указанную фамилию, никто не обязан будет это делать. Пассажиру придется сдать билет и купить новый. И конечно, он потеряет некоторую сумму. Размер ее будет зависеть от того, когда именно сдается билет. Собственно, такой порядок действует и сейчас: чем ближе время отправления поезда, тем меньше денег возвращают пассажиру, который отказывается от поездки. Однако Министерство инфраструктуры предполагает ужесточить эти правила.
Изменения коснутся тех, кто сдает билеты уже после отправления поезда. Не более чем через час после того, как поезд отошел от перрона, пассажир сможет получить 10 процентов стоимости билета и плацкарты. (Цена, которую мы платим за билет, состоит из двух основных частей — билета и плацкарты. Есть также несколько дополнительных платежей — за постель, страховка и так далее.) Если же пассажир запоздает со сдачей билета более чем на час, то он вообще ничего не получит.
В настоящее время опоздавшим гражданам в течение часа выплачивают в кассе вокзала полную стоимость билета, а стоимость плацкарты не возвращают.
Для тех пассажиров, которые сдают билеты до отправления поезда, останется старый порядок.
Аналогичные изменения коснутся и пассажиров, выезжающих организованной группой. В течение часа после отхода поезда они смогут получить 10 процентов стоимости билета и плацкарты. А вот для сдачи билетов до отправления поезда для групп существуют более жесткие условия.
В настоящее время сдавать билеты разрешается как самим пассажирам, так и другим лицам. Но для опоздавших будут более строгие правила. После того как новый порядок введут в действие, вернуть билеты в кассу после отправления поезда сможет только человек, на имя которого выписан хотя бы один из предъявляемых к сдаче проездных документов.
Станут более жесткими также условия возвращения пассажирам денег за провоз багажа при отказе от поездки. В настоящее время при выдаче пассажиру багажа до погрузки в вагон на станции отправления железная дорога должна вернуть все внесенные им провозные платежи. После вступления в силу новых правил деньги в полном объеме будут выданы отправителю, только если он отказался от перевозки багажа ранее чем за девять часов до отправления поезда. Если же до отправления поезда осталось менее девяти часов, то деньги будут возвращать за вычетом 10 процентов.
Кроме вопросов, связанных с покупкой и сдачей билетов, в министерстве решили урегулировать и некоторые проблемы, возникающие при обслуживании пассажиров. Известно, что в новых скоростных поездах, пущенных к футбольному чемпионату, несколько раз случались поломки. Вероятно, они привели к конфликтам между спешащими пассажирами, рассчитывающими на быструю доставку к месту назначения, и сотрудниками железной дороги. Поэтому в правила перевозки планируется включить такой пункт: «В случае отмены поезда или замены его на поезд иной категории со станции формирования или на пути следования начальник поезда и начальник вокзала (станции) обязаны осуществить пересадку пассажиров в вагоны другого поезда».
При этом если упомянутым начальникам не подвернется другой скоростной поезд, они смогут рассадить пассажиров по поездам и вагонам более низкого класса. А разницу в стоимости билетов «Укрзалiзниця» берется компенсировать.
Для этого проводники или стюарды обязаны будут сделать на билетах отметку о категории поезда, который отменен, и категории (классе) вагона, в котором фактически едет пассажир.
Получить деньги в размере разницы между ценами на билеты пассажир, переведенный в другой поезд или вагон более низкой категории, сможет на станции назначения поезда или на станции, где поездка прервалась, при условии предъявления проездного документа с отметкой на обратной стороне, заверенной начальником поезда.
Заметим, что отметки проводника для получения денег недостаточно, она должна быть заверена начальником поезда. В то же время об обязанности начальника заверять отметки в документе не упоминается. Также не говорится о том, проводник и начальник какого именно поезда должны поставить и заверить отметку — того, на который у пассажира был билет, или того, на котором он фактически ехал. Безусловно, эта неопределенность внесет неразбериху в процесс оформления документов и даст возможность «Укрзалiзницi» отказывать пассажирам в возвращении денег, поскольку у них что-то неправильно указано или заверено.
Напомним, что ранее вице-премьер-министр Борис Колесников сообщал журналистам: новые правила вступят в силу через несколько месяцев вместе с весенним расписанием поездов.
14 ноября, 2012