Старинная китайская техника живописи очень помогает в лечении людей с ограниченными возможностями, теперь и в нашей стране. В рисовании участвует по сути все тело, начинают работать многие мышцы, а заодно и исцеляется душа.
Одним движением дым превращается в облака. Еще взмах кистью - и вырос дом под тенью древней сосны. В китайской живописи у-син всего пять элементов, с помощью которых художник пишет свои картины. Прямой, сильный мазок - "дерево", гибкий и тонкий - "металл", еще "вода", "земля" и "огонь".
Для тех, кто забыл азы школьных уроков рисования, эти занятия больше, чем возможность научится, что называется c нуля создавать настоящие картины, это способ прийти в гармонию с самим собой.
"Когда человек рисует этими мазками, он отрабатывает внутри себя эти качества, о которых мы говорили - прямоту, настойчивость, целеустремленность и одновременно умение расслабиться, быть непринужденным, быть очень легким", - поясняет арт-терапевт, преподаватель живописи у-син Юлия Зима.
Для художника у-син главное передать, скорее, не форму, а суть предмета, поэтому важно не только освоить основные элементы, но и научиться чувствовать, какая энергия в этом предмете преобладает. Например, для мака лучше выбрать движение воды - плавное и бесконечно закрученное.
Когда Максим начал работать в школе для детей-инвалидов, простых уроков рисования ему показалось недостаточно. Свою программу он решил построить на приемах у-син.
Установив камеру над листом бумаги, он приглашает на свои уроки тех, кто сам не может прийти на занятия. И дистанционное обучение оказывается ничуть не хуже работы в классе - все движения кисти видны крупным планом, повторяя которые учишься рисовать и, что еще важнее для многих учеников этой школы, - управлять собственным телом.
"Был у меня ученик, который видел прекрасно, что вот из одной серединочки надо нарисовать лепестки, он не попадал, у него все лепестки разбрасывались по бумаге, сейчас он рисует полноценные пейзажи", - рассказал преподаватель Максим Парнах.
Эти уроки живописи Сергей полюбил за то, что они помогли ему научиться верить в себя. Теперь от него не услышишь слов: "У меня не получится".
"Когда я первый раз на урок пришел, меня просто поразило, что человек делает какие-то абсолютно незамысловатые движения и у него получается рисунок. Рисунок неповторим, и вот это притягивает", - поделился Сергей Руссу.
И пока Сергей увлечен рисованием, учитель внимательно следит за тем, чтобы работало все его тело - пальцы, запястье, локоть, плечо. Свой курс он назвал "Живая кисть" неслучайно: трудно понять, чего тут больше - искусства, психологии, живописи или физкультуры.
Кисть на этих занятиях становится инструментом познания и развития. И этот процесс настолько увлекателен, что оказывается гораздо важнее результата, хотя и он никогда не разочаровывает.
21 сентября, 2012