По всей стране закрывают коррекционные школы-интернаты. А их воспитанников переводят в обычные школы, где они не только не получают знания, но и теряют остатки здоровья.
Только за последний год закрыто почти 100 коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Больше всего - в Новгородской, Тверской, Калининградской, Ивановской областях, Пермском и Краснодарском краях. И это при том, что, по официальным данным Минобрнауки, число детей, нуждающихся в коррекционной помощи при обучении, наоборот, возросло. Чем вдруг помешали чиновникам спецшколы для детей-инвалидов?
Полтора года назад РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, которая предполагает, в частности, инклюзивное, то есть совместное, обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников. А согласно госпрограмме «Доступная среда» к 2015 г. для обучения детей-инвалидов должны быть оснащены и обычные школы - но не более 20%. Но, видимо, те, кто в спешке ринулся эту норму выполнять, «забыли», что архитектура и здравый смысл - далеко не всё, что необходимо для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями. А ведь это значит не просто посадить слабовидящего или плохо слышащего ребёнка за первую парту, пристроить пандусы, оборудовать туалеты и расширить дверные проёмы, но и привлечь целый дополнительный штат специалистов, разработать новые учебные программы. «Без создания специальных условий такое слияние превращается в профанацию, - считает Олег Смолин, первый зампред Комитета ГД по образованию, доктор философских наук. - Сейчас модно ссылаться на зарубежный опыт. Да, в США и Канаде большинство детей с проблемами здоровья учатся в обычных школах, но этому предшествовали долгие годы создания удобной им среды, подготовки педагогов, кампания в СМИ - чтобы изменить отношение в обществе к таким детям. Я изучал британский опыт: там ребёнка с ограничениями здоровья принимают в обычную школу, только если в ней созданы необходимые условия. Иначе у ребёнка не будет ни знаний, ни здоровья, а только поломанная психика. Я сам учился в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в Омске. И с гордостью могу сказать, что ни в какой другой школе я бы такого образования не получил».
А что у нас? Всё шиворот-навыворот: отказывают родителям, которые хотят перевести ребёнка из специальной в общеобразовательную школу, а тех, кто хочет остаться в коррекционной, насильно загоняют в обычную! Минобрнауки ещё в начале лета направило в регионы письмо о недопустимости отказа от спецшкол. Но, несмотря на протесты родителей и педагогов, недавно закрыли школу-интернат в Моршанске Тамбовской области, а детей распределили - по одному! - в обычные школы. «У нас был класс коррекции, - говорит Марина Думина, завуч начальных классов московской школы №1254. - Эти дети ничем не отличались внешне, все закончили школу, но всё равно в плане образования и реабилитации получили намного меньше, чем им могла дать специализированная школа. Ведь там работают не просто учителя, а педагоги-дефектологи, там другой режим занятий и отдыха, больше внимания уделяется занятиям в кружках, всему, что связано с работой руками. И потом эти дети могут устраиваться на хорошую работу, ведь они обучены делать то, что не умеют другие. Такие школы закрывать нельзя!»
«Думаю, чиновники считают, что спецшкола дорого обходится бюджету, - поясняет Светлана Суворова, психолог, член центрального совета общественного движения «Образование для всех». - Нужно покупать учебники, оборудование, учителя там получают зарплату с надбавками. Выгоднее закрыть школу и перестать тратиться на больных детей. Горе-экономисты рассуждают так: зачем тратить деньги на обучение ребёнка-инвалида с серьёзной умственной отсталостью? А ведь из них получаются отличные озеленители, работники теплиц, швеи, упаковщики. Но инвалидам придётся платить положенную зарплату, а ведь можно без всяких хлопот нанять гастарбайтеров, часть зарплаты которых осядет в «нужных» карманах! И громкие слова о создании бóльшего числа рабочих мест для инвалидов, похоже, тоже останутся на бумаге.
Нам говорят: школы будут более гуманными. То есть сами взрослые расписываются в своей неспособности воспитать в детях гуманизм и толерантность, хотят сделать это за счёт детей-инвалидов. Только непонятно, как они собираются учить гуманизму на живых детях-инвалидах? У меня двое сыновей закончили спецшколы. И начиналось всё одинаково - в обычной школе слабовидящий ребёнок не вылезал из двоек, чувствовал себя хроническим неудачником. Перешли в спецшколы. Сейчас оба закончили вузы и прекрасно трудоустроились, старший сын - программист в английской компании, младший - психолог».
«Родители вправе потребовать от чиновников сохранить школу, если их дети в ней нуждаются, - говорит Елена Насибулова, мама слепого ребёнка. - Я бы с удовольствием отвела ребёнка в обычную школу, но где гарантии, что там с незрячим ребёнком не произойдёт несчастный случай? Нашу школу-интернат хотели закрыть, перевести в статус социального учреждения. Но мы её отстояли!» Родители и педагоги не дали уничтожить Пермскую областную коррекционную школу, Боготольскую - в Красноярском крае. Депутаты ГД уже подготовили законопроект, согласно которому родителям должны предоставить право выбирать, где учиться их ребёнку - в обычной школе или в специальном коррекционном интернате. Будем надеяться, что он станет законом. И это поможет не только детям-инвалидам, но и их здоровым сверстникам, которые, получив нездорового ребёнка в одноклассники, неминуемо лишатся части внимания учителя, что снизит уровень их знаний.
Пора бы чиновникам в регионах, проводящим реформы, хоть иногда думать об интересах людей, а не печься только о том, чтобы выслужиться и отчитаться о выполнении «указивок» сверху. Кстати, поговаривают, что дело не только в профессиональном рвении. Ведь здания этих школ, как правило, находятся в центре города, и очень заманчиво передать их в аренду банку или богатой бизнес-компании...
18 ноября, 2013