В преддверии курортного сезона активисты Общероссийского народного фронта оценили уровень доступности для инвалидов всех 13 железнодорожных вокзалов и станций Краснодарского края. В тройке максимально адаптированных для маломобильных граждан оказались ж/д вокзалы в Сочи, Адлере и Новороссийске, в тройке недоступных – станции «Шепси», «ЛОО», «Горячий ключ». ОНФ предоставит руководству РЖД и муниципалитетам подробную «дорожную карту» по повышению доступности на каждом вокзале Краснодарского края. Как считают эксперты, часть изменений возможно устранить еще до начала курортного сезона.
Проблема доступности была поднята еще в апреле на встрече члена Центрального штаба ОНФ, руководителя Центра правовой поддержки журналистов Натальи Костенко с редакцией и активом газеты «Туапсинские вести». Активисты ОНФ решили не ограничиваться Туапсе, а обследовали все ж/д вокзалы и станции края совместно с маломобильными гражданами. Они проверили, адаптированы ли на вокзалах залы ожидания, туалетные комнаты, камеры хранения, кассы, платформы, наличие лифтов, а также оценивали уровень доступности привокзальных парковок, ширину путей пешеходного движения и наличие предупреждающих и направляющих указателей на самих вокзалах и привокзальных площадях, оборудование входов пандусами и кнопками экстренного вызова.
Практически на всех вокзалах и станциях были выявлены проблемы с пандусами - они либо отсутствуют, либо не соответствуют нормам. На большинстве обследованных объектов недостаточно информационных визуальных пиктограмм и табличек. Плохо адаптированы для инвалидов туалетные комнаты, пути движения, входы, залы ожидания на станциях в «Горячем ключе», «Краснодар-1», «Лазаревская», «ЛОО». На вокзале в Анапе нет кнопки экстренного вызова персонала, билетные кассы труднодоступны из-за высоко расположенных «окон» для продажи билетов. Также там сложно попасть в медпункт инвалиду-колясочнику – слишком узкие дверные проемы. А табло приезда/отъезда недоступно для слабовидящих.
Наталья Костенко лично проинспектировала ж/д вокзал в Туапсе, и выяснилось, что там нет обозначений для слабовидящих, тактильных плит для маршрутизации слабовидящих по вокзалу, только одно специальное парковочное место, неудобно расположена кнопка экстренного вызова, на перроне отсутствует желтая полоса, что увеличивает риск попадания человека на пути.
«Кроме недостатков мы увидели желание руководства вокзала менять ситуацию: на ж/д вокзале в Туапсе уже хорошо оборудованы туалетные комнаты для инвалидов, появилось информационное табло… К сожалению, все эти новшества, как правило, – инициатива руководителей вокзалов. Мы считаем, что РЖД совместно с инвалидными организациями могли бы выработать единый стандарт доступности всех вокзалов страны, для которого резервировать финансирование либо в своем бюджете, либо через программу «Доступная среда». Мы обсудим возможные варианты решения проблемы и направим рекомендации наших экспертов для повышения доступности вокзалов края. Какие-то вещи, уверена, можно будет улучшить еще до курортного сезона», – рассказала Костенко.
Максимально оборудованными для инвалидов оказались ж/д вокзалы в Сочи, Адлере, Новороссийске. Однако даже там есть проблемы – в Адлере на парковке не отмечены места для инвалидов, а в Сочи отсутствует сама парковка, в внутри вокзала пандусы к туалетным комнатам имеют слишком крутой подъем. Недоступны для инвалидов более чем на 70%, по оценке самих же маломобильных граждан, оказались станции «Шепси», «ЛОО» и «Горячий ключ». Если на последней хотя бы присутствует кнопка экстренного вызова персонала, то на «Шепси» и «ЛОО» маломобильные граждане вынуждены сами придумывать, как им попасть на станцию. Входы там не оборудованы, специальных пандусов нет.
По словам заместителя руководителя исполкома ОНФ Натальи Костенко, по итогам проверок будет составлена «дорожная карта» по повышению доступности вокзалов, которая будет направлена руководству РЖД и муниципалитетов. «В Краснодарском крае 89 санаториев и профилакториев для инвалидов, в которые инвалиды направляются государством по путевкам на более чем 1,5 млрд руб. Поэтому состояние ж/д вокзалов и станций чрезвычайно важно. Многие инвалиды приехали бы самостоятельно, и вокзалы не должны стать для них непреодолимым барьером в этом желании. Из 13 проинспектированных нами ж/д объектов 10 плохо адаптированы для маломобильных граждан. Исправлять ситуацию надо немедленно, и здесь важна командная работа общества, местных органов власти и РЖД», – заявила Костенко.
Рейд охватил следующие вокзалы и станции Краснодарского края: «Сочи» «Анапа», «Новороссийск», «Туапсе», «Горячий ключ», «Хоста», «Адлер», «Краснодар-1», «Лазаревская», «Ейск», «ЛОО», «Шепси», «Дагомыс». В инспекции также принимали участие активисты Российского союза сельской молодежи, Национальной родительской ассоциации, Краснодарского отделения всероссийского общества инвалидов и журналисты.
30 мая, 2016