Минтруд опубликовал обновленный вариант стратегии пенсионного развития до 2030 г., внесенный им в правительство. С Минэкономразвития и Минфином версию согласовать не удалось: они представили свои замечания и предложения, говорится в сообщении Минтруда.
Стратегия внесена с разногласиями, сказал чиновник одного из участвующих в обсуждении документа ведомств: «Все вошли в клинч». Из шести пунктов, по которым финансовое, экономическое и социальное ведомства искали компромисс (см. врез), договориться не удалось только по одному: судьба накопительной части пенсии.
В обновленном варианте нет «страхового маневра», который ранее предлагали Минтруд и Пенсионный фонд (ПФР): на 2013-2015 гг. передать часть накопительного взноса в солидарную систему на выплату текущих пенсий (он составляет 6 п. п. из 22% от фонда оплаты труда, уплачиваемых в ПФР; изъять предлагалось 2 или 4 п. п.). Альтернативой изъятию, как объясняли чиновники Минтруда и ПФР, был отказ от изменения порядка индексации пенсий, которое предложил Минфин. В ходе обсуждения бюджета вопрос решили: бюджет ПФР на ближайшую трехлетку сверстан исходя из прежнего порядка индексации и из действующего размера накопительного взноса — 6%. На покрытие дефицита ПФР Минфин в 2013-2015 гг. перечислит 1,01 трлн, 945,2 млрд и 1,23 трлн руб. соответственно. Еще примерно 340 млрд руб. за три года ПФР сэкономит сам, в основном за счет повышения платежа для самозанятых и тарифа для вредных производств.
Однако от идеи демонтажа обязательных накоплений Минтруд не отказался. Описанная в стратегии «поэтапная трансформация» накопительной части пенсии предполагает, что из государственной обязательной она должна стать негосударственной и добровольной.
Фактически речь идет об уничтожении накопительной части, признает чиновник одного из ведомств социального блока.
На первом этапе, в 2013-2014 гг., Минтруд предлагает правительству определиться с размером накопительного взноса, а гражданам — выбрать, хотят ли они копить. За это же время нужно ввести систему гарантий сохранности пенсионных накоплений, расширить перечень инструментов для их инвестирования и предусмотреть налоговые льготы для плательщиков.
За 2015-2017 гг. государственная обязательная пенсионная система становится полностью солидарной, и по умолчанию работодатель весь взнос уплачивает в ПФР. Меняется формула для расчета размера пенсии: кроме суммы уплаченных взносов в нее вводится нормативный стаж — количество лет, необходимых для получения полной пенсии в 40% от заработка (по расчетам Минтруда, он должен составлять 42 года). Граждане, которые пожелают продолжать копить, должны написать об этом заявление и доплачивать 2% из своего заработка к сумме, которую будет перечислять работодатель. Накопительные пенсии станут корпоративными и будут формироваться в НПФ, банках и страховых компаниях. За 2018-2030 гг., обещает Минтруд, корпоративным пенсионным обеспечением будет охвачено 70% населения.
«Претензии все те же», — говорит чиновник Минэкономразвития. Министерство поддерживает предоставление права выбора гражданину — копить или не копить, но считает, что заявление должны подавать те, кто предпочтет остаться в солидарной системе. Иначе по умолчанию в нее перейдет и все ранее накопленное, что приведет к резкому росту обязательств ПФР, а перспектива развития корпоративных программ окажется под вопросом из-за свертывания обязательной накопительной части. Минфин также указывал на негативные последствия перевода накоплений в корпоративные системы: отказ от обязательности платежа вызовет недоверие к накопительной системе как таковой, ее выберут немногие, а распределительная система при ухудшающейся демографии приведет к снижению размера пенсий. Кроме того, последствием отмены накоплений будет ухудшение рынка госдолга и потеря долгосрочного инвестиционного ресурса, говорится в материалах Минфина.
Решения по реформе должны быть приняты до конца 2012 г., сообщил накануне президент Дмитрий Медведев, не исключив, что модернизация коснется и накопительного элемента.
Одновременно отменять накопления и вводить формулу, урезающую страховую часть, тяжело, говорит источник, знакомый с ходом обсуждений: это двойной удар по обязательствам перед людьми. Максимум, что могут решить до конца 2012 г., — это добровольность участия в накоплениях, предполагает он. Из расчетов Минтруда следует, что размер пенсии в перспективе все равно снижается до 22-25% от заработка, так как размер зарплаты для расчета пенсии берется за весь период работы — десятки лет, указывал Михаил Дмитриев из ЦСР.
В Германии, пенсионная система которой взята в стратегии за образец, за 30 лет развития корпоративных пенсионных программ ими охвачено, по данным European Social Observatory, около половины занятых: от 21% в малом бизнесе до 86% работников крупных предприятий. В России даже обязательные взносы в ПФР платят немногим более половины занятых: 45 млн из 72 млн, говорила вице-премьер Ольга Голодец. Из 12 млн самозанятых взносы платят менее 3 млн и повышение тарифа еще больше загонит их в тень, считает Татьяна Омельчук из Академии народного хозяйства: пока для права на пенсию достаточно пяти лет стажа, стимула платить взносы у самозанятых нет — их размер не позволяет заработать на приемлемую пенсию. Не исключено, что будут проблемы и с другими «компромиссами»: по поводу повышения тарифа до 34% ведомства тоже приходили к согласию, а бизнес с ними не согласился, напоминает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
После недавней критики правительства президентом Владимиром Путиным можно ожидать, что накопительная часть пенсий останется, полагают аналитики Morgan Stanley, ведь указами, за неисполнение которых он отругал министров, устанавливается, что объем инвестиций должен вырасти с 21 до 27% ВВП к 2018 г., а пенсионные накопления — важнейший инвестиционный ресурс. Указы Путина предполагают рост госрасходов, финансирование которых потребует либо роста займов, либо повышения налогов, либо мобилизации дополнительных ресурсов — нефтяного фонда или пенсионных накоплений, рассуждают они.
http://www.vedomosti.ru/politics/news/4247041/kopit_ili_unichtozhit#ixzz27MeWcrhq
28 сентября, 2012