Право есть - мест нет
Родители детей-инвалидов теперь могут устанавливать на своем автомобиле знак «инвалид». Этот знак даст водителям право пользования льготными парковочными местами. Хотя правильнее было бы сказать - «должен дать».
Полтора года назад сотрудники Центра лечебной педагогики обратились к Министру здравоохранения и социального развития РФ и к Начальнику Департамента ОБДД МВД России с просьбой внести изменения в законодательство, которые позволили бы родителям детей-инвалидов парковать свои автомобили на «льготных» парковках. Поводом к обращению послужили неоднократные случаи, когда родителям детей-инвалидов не разрешали пользоваться специальными парковками, даже при очевидной инвалидности ребенка. Нет знака — нет парковки. Марина Алексеева, мама 10-летней Алены с ДЦП рассказывает: «За последний год мне удалось встать на инвалидной парковке раза три-четыре, и это учитывая, что мы с дочкой постоянно ездим по городу. Обычно все такие места просто заняты. И я почти никогда не видела, чтобы они были заняты инвалидными машинами. А если свободно, то мне не разрешают там встать. Показываю, что дочка инвалид, она сидит в специальной коляске в машине, с рукоятками, навороченной такой. Все равно нельзя — нет знака». Изменения, разрешающие родителям вешать знак «инвалид», утверждены постановлением Правительства России от 28 марта 2012 года и вступили в силу с 11 апреля этого года.
Проблема парковок для инвалидов — вообще одна из серьезнейших городских социальных проблем, заслуживающая многократного обсуждения и обдумывания. Таких парковок критически мало как в Москве, так и в других городах России. «В Москве лучше, чем в других городах, - говорит Александр Васильевич Клепиков, заместитель председателя правления Всероссийского общества инвалидов. - Здесь в торговых центрах есть места для инвалидов, в центре города есть. Но очень, очень мало». При этом Клепиков отмечает ту же проблему, что и Алексеева — на парковки не пускают даже при очевидной инвалидности того, кого привезли на автомобиле. «Я опорник, передвигаюсь на коляске. Раньше ездил сам на машине, сейчас меня иногда возит водитель. Машина встает под знак «инвалид», подходил милиционер и говорит, что здесь могут парковаться только инвалиды. Говорю, что я инвалид, показываю удостоверение. А мне говорят, что на машине нет знака, поэтому все равно нельзя». При этом вешать знак на машину, перевозящую инвалида (теперь за исключением ребенка-инвалида) — запрещено. И инвалид вынужден парковаться на обычных свободных местах.
Причины, по которым инвалидам «вдруг» нужны специальные места, две: чтобы было близко от входа (не надо долго идти, ехать на коляске или нести ребенка на руках) и чтобы было всегда свободно. Понятно, что из двух условий соблюдается только первое. Интересно то, кем не соблюдается второе. «Я иногда езжу в большой торговый центр на своей машине, - рассказывает Маргарита Серафимовна Рогова, инвалид 2 группы и автомобилист с многолетним стажем, - на инвалидных местах всегда кто-то стоит. Чаще всего это какие-то большие джипы или просто солидные иномарки. Причем у меня такое ощущение, что это машины сотрудников. Объясню почему. Я в этом торговом центре обычно надолго: и за продуктами в Ашан, и в другие магазины. Ну точно дольше, чем положено. Я же медленно хожу. И когда я выхожу из магазина, то я вижу, что те машины все так же стоят на своих местах. Вот ни одна не уехала. Я периодически езжу на лечение в Европу. Знаете, там и помыслить нельзя, чтобы кто-то припарковался на месте для инвалидов. И не только потому что штрафы большие, а потому что воспитание такое».
Менять «штрафное» законодательство определенно проще, чем воспитание, поэтому многие, в особенности инвалиды, согласны с тем, что штрафы надо увеличивать. Хотя куда их увеличивать, тоже не понятно — в июне прошлого года их уже увеличили с 200 до 3-5 тысяч рублей для физических лиц и от 30 до 50 — для организаций, убрав при этом санкцию в виде первого предупреждения. Поэтому дело, как всегда, в правоприменении. Люди нарушают закон, блюстители закона это не контролируют. Или довольствуются взятками.
«Наши законы пишутся с расчетом на идеального гражданина, - говорит Денис Ульянов, юрист Общества потребителей. - И в этом главная проблема нашего законодательства, из которой рождаются все остальные. Например, потребительский экстремизм, когда человек, пользуясь лазейками в законе, преследует корыстные цели. К примеру, возвращает мобильный телефон через 11 месяцев после покупки, обнаружив какой-то брак, например, отсутствие блютуса, которым он никогда в жизни не пользовался. При этом он лишает магазин возможности продать телефон, получая взамен новый аппарат. Речь идет о намеренном использовании закона в своих целях, конечно».
Ульянов уверен, что такое будет и с законом об инвалидных парковках. «Льготным условием можно пользоваться, если в машине реально находится инвалид, - говорит Ульянов. - А если папаша раз в год возит своего ребенка, а остальное время пользуется знаком на машине для парковки — это незаконно. Поэтому совершенно очевидно, что такие злоупотребления есть и будут».
«Можно вспомнить фильм "Операция "Ы" - "Где этот инвалид? Что орешь? Я инвалид", - проводит аналогию юрист ЦЛП Павел Кантор, - Не редкость, когда родственники инвалидов используют машины с таким знаком в своих целях. Можно ожидать злоупотреблений и со стороны и сотрудников ГАИ. Ведь можно очень по разному толковать "перевозящее детей-инвалидов". Является ли таковым транспортное средство, которое доставило ребенка-инвалида (например, на занятие), а теперь ожидает его возвращения? Поэтому нельзя исключать и гипотетической возможности злоупотребления самими родителями детей-инвалидов».
Но Кантор считает, что все, кто хотел злоупотребить льготами для инвалидных машин, уже давно это сделали и новый закон не сильно увеличит количество злоупотреблений. «Да, можно сказать: "Я перевожу своего ребенка-инвалида, который сейчас на занятиях". Но и раньше можно было сказать: "я перевожу своего дедушку-инвалида, который сейчас в гостях". Так что никакой существенной новой возможности для злоупотреблений изменения в правила не вносят. С другой стороны, эти изменения решают реально существующую проблему для добросовестных родителей детей-инвалидов, а потому носят позитивный характер».
Но насколько новый закон улучшит положение родителей детей-инвалидов, действительно, большой вопрос в условиях, когда закон не соблюдается рядовыми гражданами не-инвалидами, которых, в свою очередь, не наказывают те, кто должен законы охранять. И встает почти философский вопрос о том, почему наши сограждане почти маниакально нарушают все, что можно нарушать. Почему бы не припарковаться на обычных парковочных местах?
«Реальные инвалиды пользуются льготными парковками крайне редко, - утверждает Денис Ульянов. - Машин с инвалидным знаком — жалкие единицы. А парковочных мест в Москве, к примеру, катастрофически не хватает, даже мест для обычных водителей». С этим можно согласиться, если речь идет об улицах города, действительно перегруженных автомобилями. Но как быть с торговыми центрами, каждый из которых оборудован несколькими этажами с парковками, где на льготных местах ставят свои автомобили обычные водители? Возможно, есть какой-то российский психологический феномен? Но такого феномена нет, уверен Влад Светоч, научный руководитель Центра психологии самореализации. «Человек живет сам собой, его не волнует никто, главное — чтобы ему было хорошо. Такое вот отношение у людей. А в Европе сложился другой менталитет, там эта культура прививалась веками. Кроме того, у нас не соблюдают законы те, кто их пишет. И если им можно, то почему мне нельзя? В других странах люди видят, что штрафуют всех, вне зависимости от должности или социального положения, и сами соблюдают законы. Для них, в отличие от наших граждан, так даже комфортнее»
.
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=17140