Накануне Нового года специалисты областной ассоциации молодых педагогов, которая на сегодняшний день насчитывает уже более 180 человек, прошли обучение. Одни педагоги повысили свою квалификацию по программе подготовки резерва управленческих кадров, другие побывали в лагере молодого учителя.
Для семи специалистов в рамках программы поддержки молодых учителей министерством образования Тверской области была организована зарубежная профессиональная стажировка в Берлине и Хельсинки. Места для ее проведения выбраны не случайно.
Как пояснила начальник управления развития образования и обеспечения деятельности образовательных учреждений регионального минобразования Марианна Шлинчак, Германия – государство, где созданы условия по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья, Финляндия – страна, учащиеся которой устойчиво показывают самые лучшие образовательные результаты.
По словам Марианны Леонидовны, перед молодыми педагогами стояла задача – познакомиться с системой образования этих стран, получить новый опыт, внедрить новации в практику в своей школе. В рамках визита учителя также узнали культуру и традиции стран, посетили достопримечательности и музеи.
Без барьеров
Коллегам о результатах своей поездки педагоги расскажут позже – на круглом столе, проведение которого намечено на конец января. Мы же, не дожидаясь этой встречи, попросили поделиться впечатлениями завуча Тверской коррекционной школы для детей с нарушенным слухом, сурдопедагога Веру Жаворонкову. В составе группы из пяти учителей она побывала в столице Германии. Здесь за четыре дня педагоги Тверской области посетили крупнейшую торговую улицу – бульвар Курфюрстендамм, Российский Дом науки и культуры, побывали во дворце Шарлоттенбург и Рейхстаге, познакомились с работой школы Карла Линнея – специализированного центра для детей с ограниченными возможностями.
– Свободно передвигающиеся по улицам слепые люди, колясочники, пользующиеся услугами метро без сопровождения – это не какие-то единичные случаи, замеченные нами, а обычная жизнь Берлина – вот, пожалуй, первое, что бросилось в глаза, – рассказывает Вера Александровна. Тактильные таблички, световые табло, лифты и подъемники в транспорте – в Германии, по мнению тверских учителей, накоплен большой опыт создания безбарьерной городской среды и универсального дизайна, который позволяет с легкостью ориентироваться на улицах.
При этом немцы уделяют повышенное внимание маломобильным гражданам по созданию доступной среды не только в жилом и общественном пространстве, но и в местах отдыха, учреждениях здравоохранения, спорта, культуры.
Так, например, национальный парк Айфель, который располагается на западе Германии вдоль бельгийской границы, пользуется большой популярностью у инвалидов. И это неудивительно. Для туристов с ограниченными физическими возможностями сотрудники парка разработали специальные маршруты. Хотя заповедник находится в горной местности, по нему без труда могут перемещаться колясочники. Некоторые сотрудники окончили курсы по безбарьерному туризму, несколько гидов проводят на языке жестов экскурсионные туры для глухонемых посетителей. Позаботились в парке Айфель и о незрячих туристах. Многочисленные тактильные плиты имитируют рельеф местности и снабжены информацией о флоре и фауне заповедника.
О том, как принимают людей с ограниченными возможностями в Рейхстаге, Вера Жаворонкова убедилась лично. При посещении парламентского заседания людям с ослабленным слухом выдаются специализированные приспособления. Для туристических групп глухих может быть предоставлен переводчик-сурдолог. Также для таких туристов существует видеогид.
Для слепых посетителей имеются указатели шрифтом Брайля, предоставляются услуги аудиогида: за 45 минут гостям парламентского здания расскажут о внешнем виде и основных функциях достопримечательностей Берлина.
– Безусловно, самая большая проблема для инвалидов – это не ограниченные возможности, а жизнь в обществе, которое закрывается от них, делает вид, что таких людей как бы не существует, – поделилась мнением Вера Александровна. – Меня поразило в Германии полное отсутствие барьеров в отношениях. Ведь никакие технические средства реабилитации, никакая доступная среда не помогут, если в обществе сохранится недоброжелательное отношение к инвалидам.
Все дети – особенные
Что же касается образования особенных детей, а также их сопровождения, то, по словам тверского сурдопедагога, немецкая действительность существенно разнится с российской.
В настоящее время в Берлине для детей с ограниченными возможностями существуют два варианта обучения: в специализированных школах или в учреждениях с инклюзивным обучением. При этом по закону о школах федеральной земли Берлина предпочтение отдается системе инклюзивного образования – совместному обучению здоровых детей и ребят с ограничениями в развитии.
Сегодня введение в ФРГ совместного обучения происходит достаточно интенсивно, и инвалидная коляска в классной комнате в Германии уже не исключение из правил. По статистике, 42 процента детей, нуждающихся в специализированном образовании, учатся в обычных школах. Согласно последнему опросу, 70 процентов немцев выступают за инклюзивное обучение.
И связано это, по мнению Веры Александровны, с тем, что вопрос подготовки особенных детей в общеобразовательных школах в Германии был поднят не год и не два назад, а еще в прошлом веке. С 1970 по 1980 годы здесь появилось достаточно много интеграционных классов, что привело к изменениям в отношении к особенным детям и отразилось на законах о школе во многих федеральных землях, дающих родителям право выбора.
– Едина позиция педагогов: для них все дети – особенные, – рассказала Вера Жаворонкова. – В ходе нашего визита в школы учителя отмечали, что инклюзия не меняет содержание образования: это все то же чтение, письмо, арифметика, другие предметы. Содержание определяется тем, что требуется, чтобы быть успешным в повседневной жизни, уметь выстраивать конструктивные отношения с другими. Немецкая школа учит детей терпимости и лояльности. И это обогащает всех.
Когда в Германии заходит речь об инклюзии, обычно имеется в виду, что традиционные школы и гимназии открывают двери для детей с ограниченными возможностями. Однако есть и иные ситуации. Например, одна из школ Кельна, предназначенных для детей с физическими ограничениями, принимает здоровых детей. Это уникальная ситуация для Германии, и данная школа претендует на получение премии «Schulpreis 2012».
– К сожалению, в наших школах сегодня большинство людей – педагогов, детей, родителей – не готовы принять и понять проблемы тех, чьи возможности по какимлибо причинам оказались ограниченными, – считает Вера Жаворонкова. – Отрадно, что сейчас все чаще и чаще поднимаются вопросы об изменении такого подхода. Ведь многим понятно, что инклюзивное образование при его грамотной организации меняет не только отношение школьников, обучающихся рядом со своими сверстниками-инвалидами, но и способно радикально изменить педагогическую позицию учителей. Учитель, в чьем классе обучается особый ребенок, вынужден искать новые, более совершенные методы преподавания, поскольку привычные учебно-дисциплинарные, построенные на объяснении, заучивании, повторении и контроле, не срабатывают.А это полезно всем без исключения.
Как мы говорили в самом начале текста, в ходе поездки перед молодыми педагогами стояла одна задача – увидеть и поделиться увиденным. Тем не менее Вера Жаворонкова попыталась сделать общий вывод: инклюзивное образование не добавка к основному, оно требует перестройки всей образовательной системы. Создать систему учреждений, где могли бы учиться, встречаться и общаться все дети вне зависимости от их специальных потребностей и проблем, – задача серьезная. В идеале каждое учреждение области должно стать таким. А столь амбициозные планы подразумевают под собой огромную совместную многолетнюю работу всего сообщества.
http://www.tverlife.ru/news/64953.html