Насколько сложно сегодня найти работу человеку с ограниченными возможностями, готовы ли работодатели предоставлять рабочие места инвалидам, какие существуют программы поддержки тем, кто, несмотря на состояние здоровья, хочет быть полезным обществу? Об этом говорили в пресс-центре ГТРК.
Всего в Новосибирской области около 200 тыс. человек имеют различные группы инвалидности. Конечно, трудоспособны из них, и в силу возраста, и по состоянию здоровья, немногие. По информации директора центра занятости населения города Новосибирска Надежды Цветковой, в поисках работы к ним обращаются ежегодно порядка 2,5 тысячи инвалидов. При этом получают её только 25—30 процентов (общий уровень трудоустройства всех обратившихся в центры занятости — 50—55 процентов). Как отметила Надежда Алексеевна, трудоустройство инвалида зависит от трёх факторов: прежде всего, от желания самого инвалида, а также желания работодателя принять его на работу, и наличия специализированного рабочего места, на котором может трудиться человек с ограниченными возможностями.
С ноября 2007 года в Новосибирской области действует постановление губернатора о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно этому документу, все организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие среднесписочную численность работающих сто и более человек, обязаны создать рабочие места для инвалидов — два процента от общего количества рабочих мест.
Как отметила Надежда Цветкова, в Новосибирске порядка 500 организаций с численностью более ста человека. Однако за пять месяцев 2012 года в счёт квоты на работу смогли устроиться лишь около десяти новосибирсцев, имеющих ограничения здоровья. «Как только работодателю сообщают, что к нему на собеседование направляется инвалид, в ответ звучит: это место уже занято, либо кто-то уже прошёл собеседование и ждёт трудоустройства. Даже если работодатель даёт согласие на встречу с потенциальным работником, нет уверенности, что инвалид получит работу. Мотивации отказов работодателей: не подошёл по уровню квалификации либо по состоянию здоровья».
С одной стороны, понять руководителей можно: они боятся рисков — справится ли человек с ограниченными возможностями с работой на должном уровне, не понесёт ли предприятие убытков? Разумеется, появляются дополнительные сложности — инвалидам необходимы особые условия труда, предоставление сокращённого рабочего дня, у них другая продолжительность отпусков, некоторым по рекомендации врачей необходимо два раза в год санаторно-курортное лечение и т.д. Однако все эти трудности — ради высокой цели: помочь человеку изменить жизнь к лучшему. Ведь для инвалидов работа служит не только средством самообеспечения, но и возможностью развития личности, социальной адаптации в обществе.
Что грозит работодателю в случае отказа инвалиду в приёме на работу? «Механизма давления на работодателя у нас нет, — отметила Надежда Цветкова. — Обо всех случаях отказа сообщаем в министерство труда, занятости и трудовых ресурсов НСО, либо в прокуратуру района, на территории которого находится предприятие. На предприятии проводится проверка. Если отказ в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты необоснован, работодателя обязывают принять человека на работу. Это также влечёт наложение административного штрафа. Размер его, правда, небольшой — от двух до трёх тысяч рублей». О том, насколько «неуступчивы» работодатели, можно судить по цифре, приведённой экспертами: только в прокуратуру Ленинского района в течение года было направлено 26 сообщений об отказах в приёме на работу инвалидов.
Специалисты не скрывают: трудоустроить инвалида сложно, это точечная работа. «Если средний период безработицы для обычных граждан составляет 4,5 месяца, и это много, то человека с ограниченными возможностями можем трудоустраивать в течение года. И к этому надо быть готовым», — советует Надежда Цветкова. И приводит пример. Девушка 25 лет, имеет диагноз «церебральный паралич». Окончила университет экономики и управления, есть огромное стремление быть в обществе, приносить пользу. «После того как зарегистрировали её у нас в центре, давали ей не один десяток контактных телефонов, куда можно сходить на собеседование. Но везде девушка получала отказ. А недавно позвонила: берут главным специалистом, заработная плата 16 тысяч рублей. Если нужна работа, надо её искать, стиснув зубы, не пасовать перед трудностями».
Помимо такой формы трудоустройства инвалидов, как квотирование рабочих мест, с 2010 года в нашей области реализуется программа по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов, которая финансируется за счёт областного бюджета. В 2010 году предусматривалось 30 тысяч рублей на организацию одного рабочего места, в 2011—2012-м — 50 тысяч рублей. Как заметила Надежда Цветкова, рабочее место может создаваться как в офисе, так и на дому. За два года действия программы было создано порядка 230 рабочих мест, правда, 46 из них на сегодня вакантны. В 2012 году уже выданы субсидии работодателям на 113 вариантов трудоустройства.
Где и кто создаёт дополнительные рабочие места? «Пять рабочих мест, к примеру, организовал Новосибирский областной филиал инновационного центра переводчиков жестового языка. В этом году проект с ними продолжим, — сообщила Надежда Цветкова. — Ещё в 2010 году к нам обратилась региональная общественная организация детей-инвалидов и инвалидов детства “ДРООДИ”. Они хотели создать мини-типографию и трудоустроить там 10 человек. Тогда проект не воплотился, не было соответствующего помещения. После того как оно было найдено и отремонтировано, цех открыли. Новые рабочие места в большинстве своём связаны с работой на компьютере — по подготовке статотчётности, бухгалтерским и аудиторским услугам, а также для швей, массажистов».
Свою лепту в трудоустройство людей с ограниченными возможностями вносит и областная организация всероссийского общества инвалидов — в её составе 25 тыс. человек. Как рассказала руководитель организационного отдела «НОО ВОИ» Светлана Мелькова, их общественная структура является учредителем нескольких коммерческих предприятий, на которых трудятся инвалиды. В частности, работают два швейных производства и предприятие, оказывающее парикмахерские услуги. Кроме того, люди с ограниченными возможностями принимают посильное участие в создании в Новосибирске доступной среды для инвалидов. Восемь человек трудятся на изготовлении пандусов. «У нас действует бесплатная юридическая служба, где инвалиды могут получить любую консультацию, в частности, по реализации своих прав. В планах организовать на сайте организации своеобразную мини-биржу, где инвалид может оставить своё резюме», — добавила она.
Может ли инвалид открыть собственное дело? Оказывается такой категории людей финансовая поддержка? По словам Надежды Цветковой, такая программа для безработных в центре занятости действует. Правда, в ней не оговариваются какие-то особые условия для людей с ограниченными возможностями. Они представляют и защищают свои бизнес-проекты на общих основаниях. «В этом году впервые субсидии на открытие своего дела — 73,5 тысячи рублей — будут выдаваться на конкурсной основе, — сообщила она. — В программе смогут поучаствовать 65 человек».
Любой работодатель, безусловно, при приёме на работу отдаёт предпочтение людям с профессией и стажем. А как быть инвалидам, не имеющим специальности? «Есть различные курсы подготовки и переподготовки, — сказала Надежда Цветкова. — Центр занятости оплачивает обучение. Никаких ограничений в выборе специальностей нет. Хочешь быть дизайнером, пожалуйста. Но прежде все проходят тестирование. Конечно же, учитывается и индивидуальная программа реабилитации. Мы имеем возможность направлять на учёбу даже в другой регион, если по такой специальности на территории области не обучают».
«Профессию можно получить и в вузе, — добавила председатель “ДРООДИ” Татьяна Луцук. — К примеру, в НГТУ работает институт социальной реабилитации, где обучают различным профессиям: швея, дизайнер, специалист прикладного искусства, социальный работник, сурдопереводчик. Есть институт молодёжной политики и социальной работы в педуниверситете. С последним мы работаем в тесном контакте. Студенты проходят у нас практику».
Как выяснилось в процессе общения с экспертами, и работодатели не горят желанием взять на работу человека с ограниченными возможностями здоровья и даже создавать рабочие место на бюджетные средства — больше этим хотят заниматься общественные организации. И сами трудоспособные инвалиды не особо стремятся влиться в рабочие коллективы. «Конечно, есть те, кто имеет высокую мотивацию, получает образование, но их, к сожалению, меньшинство, — говорит Надежда Цветкова. — Большая часть таких людей расценивает службу занятости как дополнительную соцслужбу, где можно получать дополнительное финансовое обеспечение. Мы с большим трудом устраиваем инвалида на работу, он отрабатывает положенные для получения пособия 26—28 календарных недель, увольняется и обращается к нам как безработный. Возможно, свою роль играет уровень заработной платы, которую предлагают. К примеру, по дополнительным рабочим местам она на уровне минимальной оплаты труда в области — 7800 рублей. Редко, когда зарплата достигает 15 тысяч рублей. С другой стороны, рабочее место инвалида априори нерентабельно. И работодатель должен понимать, что любой бизнес должен быть социально ответственным». n
6 июля, 2012