Государственная Дума 17 октября в первом чтении приняла новый закон «Об образовании». На голосование были представлены два варианта документа – правительственный и альтернативный, подготовленный коммунистами. Второй проект, главным разработчиком которого стал коммунист Олег Смолин, получил многозначительное название «О народном образовании».
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, представляя правительственный проект, назвал его позитивные новшества:
- расширение прав на бесплатное обучение за счет появления бюджетных мест в частных учебных заведениях;
- удлинение бесплатной школьной программы на 1 час;
- укрепление связей между образованием и экономикой;
- право инвалидов на инклюзивное (то есть совместное с другими) обучение;
- расширение прав родителей, в том числе «на выбор предметов для изучения детьми»:
- общедоступность среднего профобразования (т.е. бесконкурсное поступление и бесплатное обучение в колледжах).
Глава группы, работавшей над альтернативным законопроектом, коммунист Смолин признал, что по некоторым позициям взгляды оппонентов совпадают. О том же говорили и представители думского большинства.
Камнем же преткновения стал финансовый вопрос. Сторонники законопроекта «О народном образовании» настаивали на четких финансовых гарантиях образовательного процесса. Например, проект Смолина предусматривал финансирование образования в размере не менее чем 7 процентов от ВВП. Правительство, а вместе с ним и депутаты-единороссы категорически не хотят давать подобных гарантий.
Так, по проекту бюджета на 2015-й год, разработанному Минфином, образование может рассчитывать на долю не более чем в 4,2 процента ВВП. Эта разница в процентах на деле обернется разницей в миллиарды рублей, которые недополучат школы и учителя.
Главные же минусы правительственного законопроекта, по мнению оппозиции, в следующем:
- ликвидация надбавки за ученые степени и звания;
- отсутствие гарантий доплат учителям за классное руководство;
- бессодержательность статей, касающихся вопросов стипендий и школьного питания.
По мнению оппонентов правительства, главная слабость предложенного властями законопроекта в том, что финансирование образования остается остаточным и может быть подвержено урезанию.
В спорах о деньгах депутаты почти не вспоминали о ЕГЭ, несмотря на то, что споры о нем не прекращаются. ЕГЭ будет сохранен. Кроме того, с января 2013 года все обучающие программы будут окончательно разделены на основные и дополнительные, причем госстандарты будут установлены только для основных.
Ученики получат возможность с помощью электронного обучения проходить курс дисциплин в других учебных заведениях. Каждое образовательное будет обязано иметь с сайт с полным перечнем предоставляемых услуг.
Представители большинства во время обсуждения законопроекта не смогли обойтись без шпильки в адрес коммунистов. Мол, несправедливо, что их проект называется «О народном образовании», ведь в правительственный вариант «люди внесли 20 000 поправок, а проект коммунистов писали всего несколько человек».
В итоге в 1-м чтении был принят правительственный законопроект. Впрочем, думское большинство при работе над 2-м чтением обещает учесть все положительные стороны проекта коммуниста Смолина.
Но, пожалуй, четче всего определил разницу между двумя вариантами закона об образовании глава ЛДПР Владимир Жириновский:
— Смолинский законопроект — отличный! Но хорошее образование — угроза власти: хорошо образованная молодежь будет свергать ее каждые 10 лет. Вон в США хорошего образования не дают. И правильно! Оттого-то там не было перестройки и никогда не будет! Вот и надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности! Или каторга для Удальцова, или потеряем страну!
http://www.aif.ru/society/article/56244
18 октября, 2012